РОССИЯ - ВЕЛИКАЯ СТРАНА | 11.09.2014 в 15:30
#Наши_герои
В этом августе исполнилось 73 года подвигу 250 Донецких шахтеров. Которые безоружные с одними лопатами и гранатами прикрыли собой 412 батарею. И обратили в бегство полновесный Румынский полк.
Шел август грозного 1941 года. Первые, полные тяжелых испытаний, месяцы Великой Отечественной войны…
С целью организации длительной борьбы командование армии дало указание войсковым частям приступить к подготовке глубокой системы оборонительных рубежей в тылу. Расстояние от окраин Одессы до передовых оборонительных рубежей достигало 20-25 км. Тем самым была обеспечена защита города и порта от артиллерийского огня противника.
К 19 августа положение на всем фронте обороны Одессы значительно ухудшилось... Наступил наиболее критический период обороны – борьба на ближних подступах к городу.
В Восточном секторе обороны в районе села Чебанка находилась 412-я береговая батарея, мощная огневая поддержка которой имела решающее значение для всего сектора. Поэтому в ходе наступления румыны решили любой ценой прорваться к морю, захватить ее и использовать орудия батареи для обстрела города, аэродрома, порта, а также фарватера, морского пути. Осуществление этого замысла означало бы гибель для осажденного города.
В этом районе от берега моря и до села Шицли (чуть севернее батареи) сражались бойцы сформированного года из личного состава частей Одесской военно-морской базы 1-го полка морской пехоты (1-го морского полка) полковника Я.И. Осипова. Северо-западнее Шицли находились чекисты 26-го погранполка НКВД майора А.А. Маловского.
Утром 22 августа 15 румынская пехотная дивизия в составе 25, 35 и 10 охотничьих полков, с двумя ротами немцев, при поддержке полевой и тяжелой артиллерии, начала наступление в Восточном секторе, стремясь прорвать фронт на участке 54-го стрелкового полка. Силами до двух пехотных полков противник также перешел в наступление на участке 1-го морского полка в районе селений Булдынка и Шицли.
Не считаясь с потерями, враг добился успеха, потеснив поредевшие части 1-го полка морской пехоты и 54-го стрелкового полка. Небольшие группы вражеских автоматчиков просочились в стык двух полков и приблизились к позициям 412-й батареи.
23 августа 1941 года начальник Восточного сектора обороны комбриг Монахов доложилконтр-адмиралу Г.В. Жукову, о критической обстановке, сложившейся вокруг взятой в кольцо 412-й батареи. Он попросил помощи Заместитель начальника штаба OOP капитан 1 ранга Н.С. Иванов сообщил, что во 2-м морском полку есть две, только что прибывшие на пополнение, невооруженные маршевые роты. Все 250 человек этих рот являлись шахтерами из города Сталино (ныне – город Донецк). понимая, что другого выхода нет, командующий войсками оборонительного района Г.В. Жуков принимает решение послать на передовую эти маршевые роты, и приказывает комиссару 1-го батальона 2-го морского полка С.И. Бондаренко подготовить их к бою. В соответствии с приказом Г.В. Жукова, каждый боец был вооружен гранатами в количестве не менее 5-ти штук.
Командиром отряда шахтёров был назначен старший лейтенант Силин, политруком – И.А. Пронин.
Машины с шахтерами-добровольцами, выехав из расположения 2-го морского полка и оставив позади одесские улицы, направились в Восточный сектор, к позициям, отчаянно обороняемым силами 1-го морполка.
Перед мостом у села Новая Дофиновка колонну остановили пограничники и на подножку первой, командирской, машины устроился старик в мичманке с белым верхом, местный житель. Он сказал, что ему поставили задачу показать дорогу к 412-й батарее.
Колонна с потушенными фарами мчалась дальше по Николаевской дороге, в сторону Чебанки.
Вскоре впереди стали хорошо видны взрывы и светящиеся цепочки трассирующих пуль. Там шел бой…
Не доезжая до дороги к 412-й батарее, колонну машин обстреляли, видимо, румыны издали услышали шум моторов.
Шахтеры спешились, прошли вперед.
На самой дороге, на обочинах и рядом с дорогой, было много румын, ночь была светлая, и их было видно.
Шахтеры, внезапно для румын, кинулись в атаку, применили гранаты, и хотя среди румын началась паника, стрельбу по шахтерам они открыли.
Наши бойцы смешались с румынами, и, орудуя саперными лопатками, ножами и кулаками, перешли в рукопашную.
Крики, стрельба, ругань, стоны…
Бой был скоротечным.
В ходе боя погиб командир отряда – старший лейтенант Силин. Его заменил политрук Пронин, но и он упал тяжело раненым в живот. Команду на себя взял какой-то шахтер, которого знал весь отряд.
На Николаевской дороге добровольцы разбили румын, часть из которых удрала.
Под руководством нового командира оставшиеся шахтеры построились, и по его зычной команде, с криками «ура», уже с оружием в руках бросились в атаку на румын, окруживших батарею. Сначала румыны оказывали сопротивление, но потом, не выдержав яростного натиска, бросив своих раненых и убитых на поле боя, стали отступать, приняв отряд шахтеров за крупную воинскую часть.
В своем первом и последнем бою шахтеры из города Сталино (в 1961 году Сталино был переименован в Донецк) выполнили приказ и воинскую присягу, спасли от захвата 412-ю батарею и ликвидировали возможность прорыва на Одессу румынских войск.
Сами же шахтеры почти все погибли, не думая ни о славе, ни об орденах, ни о памятниках...
Вероятно, многие раненые, истекая кровью, умерли прямо на поле боя, ведь сразу помочь им просто было некому.
В результате этого боя румыны отошли на свои прежние позиции.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: