Оборона Донецка | 29.08.2014 в 01:25
Космическая чистка
№ 32 (424) от 28 августа 2014 [«Аргументы Недели», Константин Гурдин ]
Космическая чистка
Старт ракеты «Союз-СТ» 22 августа 2014 г. Фото ESA
Государство устроило крупнейшую встряску в ракетно-космической отрасли. В августе отставки среди ракетчиков стартуют одна за другой. Самые громкие: 1 августа с поста слетел глава РКК «Энергия» В. Лопота, 7 августа сняли директора центра им. Хруничева А. Селивёрстова. 12 августа лишились кресел «главный по космодромам», руководитель Центра космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) С. Лазарев, и замглавы Роскосмоса А. Шилов, с 2009 г. курировавший самые секретные военно-спутниковые проекты.
Расщепление «Протона»
Отставки идут с такой космической скоростью – не все в индустрии успевают понять, что происходит. Хруничев – это ракеты, «Протоны» и «Ангара». РКК «Энергия» ракетами в целом не занимается, за ней – пилотируемые корабли, грузовики «Прогресс» и спутники связи.Заодно сменилось руководство главного поставщика жидкостных ракетных двигателей для «Протонов» и «Зенитов» – группы «Энергомаш». Но тут не отставка, а повышение. Бывшего директора объединения В. Солнцева перекинули на управление «Энергией».
С учётом веса этих личностей и предприятий в космической индустрии новейшие перестановки для неё такой же шок, как для государства смена всех ключевых министров. Как и в советские времена, отправить в отставку ракетных зубров такого масштаба можно только по одной причине – если изделия не летают. Точнее, не долетают по назначению. Раньше снимали редко. Тому же центру Хруничева принадлежит кадровый рекорд: глава предприятия А. Киселёв продержался на посту 26 лет – с 1975 по 2001 год. Потому что разработанная его предприятием ракета тяжёлого класса «Протон» в модификации «К» выводила грузы на орбиту с 10 марта 1967 г. по 30 марта 2012 года. За эти 45 лет было более 90% успешных пусков.
В 2001 г. на орбиту начали выходить обновлённые хруничевские «Протоны» с литерой «М». Только в 2011–2013 гг. они не донесли по назначению спутник «Экспресс-АМ4» стоимостью 7,5 млрд. руб., связку «Экспресс‑МД2» и «Телком-3» за 5,7 млрд. руб. и часть группировки ГЛОНАСС стоимостью 6 миллиардов. Одной из самых громких космических неудач последних лет едва не стал запуск спутника «Ямал-402» ценой 16 млрд. рублей. Связка «Протона» и разгонного блока Бриз-М, предназначенного для усиления ракеты, вывела аппарат не на ту орбиту. В конечном счёте его загнали орбитальными маневрами куда надо. Но спутник потратил на это маневровое топливо, поэтому срок его службы сократился с 19 до 12 лет.
Очередная неприятность последовала почти день в день за летней цепочкой космических отставок. 22 августа 2014 г. российская ракета «Союз-СТ» стартовала с космодрома во Французской Гвиане с грузом из двух спутников европейской системы глобального позиционирования «Галилео». Аппараты в космос вышли, да орбита не та. На сей раз опять подвела не ракета, а разгонные блоки «Фрегат-МТ» производства НПО им. Лавочкина. Разумеется, в Роскосмосе вновь рвали на себе волосы, собирали экстренные ночные совещания. Что толку: спутники потеряны, поскольку не смогут работать на нештатной орбите.
Что касается новейшей «Ангары» – тут собирать статистику рано. Пока ясно одно: стоимость пуска «Ангары», которую вместо гептила заправляют безопасным топливом, при том же грузе, скорее всего, будет выше, чем у «Протона». Грустный момент, учитывая, что мир движется в сторону заметного удешевления пусков.
Золотой килограмм
Вообще относительно невысокая стоимость выведения на орбиту много лет была основным преимуществом российских ракетчиков. Это позволило нашей стране занять 40% мирового рынка космических пусков. Правда, в целом позиции не так хороши. Общий мировой рынок космических услуг с учётом строительства спутников и т.д. – 180 млрд. долл. в год. По данным вице-премьера Дм. Рогозина, доля РФ – 5,4 млрд. долларов. Это жалкие 3%.
Так мало, что даже поражает. Скажем, правительство США платит за каждый старт тяжёлых носителей «Атлас-5» по
180–200 млн. долларов. Старт многоразового Спейс Шаттла грузоподъёмностью 25 т обходился в рекордные полмиллиарда. Тяжёлый французский «Ариан» доставляет 10,5 т за 150 млн. долл., правда – на более высокие, геопереходные, орбиты. Тогда как русские ракеты поднимают 20–30 т за 80–100 миллионов. Мало того, в начале 1990-х гг. резко обедневшая отечественная космонавтика с перепугу выкатила невиданное предложение. 7,5 млн. долл. за пуск «Союза» с нагрузкой 4,7 тонны. Правда, ценовая сказка длилась недолго, программу быстро свернули. Сейчас рекордной дешевизной считаются 60 млн. долл. за 13 т груза на низкой или 4,8 т на геопереходной орбите. Такие расценки обещает частная компания «Спейс Икс» – разработчик ракет «Фалькон» и многоразового корабля «Дракон». Вдобавок компания грозит выкатить в 2014 г. тяжёлый «Фалькон», который вытянет более 50 т на низкую или 21 т на геопереходную орбиту. Стоимость пуска заявлена – 130 млн. долларов.
На деле цифры близки к российским, но звоночек серьёзный. Вот почему так важно, чтобы «Ангара», на которую после всех колебаний сделана основная ставка, была по крайней мере не дороже «Протонов». В принципе носитель выглядит неплохо. Точнее, «Ангара» – модульная система. Новое семейство задумали, чтобы махом закрыть весь спектр пусков – от лёгкого, 1,5-тонного, до тяжёлого, до 35 тонн. Всего приготовили семь версий носителя. Часть нацелена на вытеснение конкурентов. Например, «Ангара‑3» должна заменить украинский «Зенит‑2», рассчитанный на груз до 13,7 тонны. Между прочим, «Зениты» завернули не по политическим, а по экономическим соображениям. За последние пять лет Украина нарастила отпускную цену ракет ровно в три раза. Когда они подорожали до 1,4 млрд. руб., Роскосмос отказался от закупок. Потому что столько же стоит более мощный «Протон».
Даровая жемчужина
Вторая ключевая проблема после цены – надёжность ракет. «Анализ показывает: с начала 2000-х годов до середины 2009 года аварийность была на общемировом уровне. Порядка 5% нештатных ситуаций. Потом стало больше 10%. Ухудшение очевидно», – объясняет эксперт Роскосмоса. При этом анализ дефектов после аварий показал – нет одного слабого звена. Поломки лезут чаще, но в разных узлах. Значит, проблемы на производстве системные. Что только не делали пострадавшие стороны – Роскосмос и Минобороны. Военные даже прислали в ракетные цеха спецконтролёров. Они буквально стояли за плечами рабочих, проверяя качество узлов на каждом этапе производства.
Понятно, долго работать в таком режиме невозможно. Так можно дойти до знаменитых сталинских телеграмм: отец народов рассылал проштрафившимся авиационным предприятиям короткие послания. «Подвели армию и страну. Последнее предупреждение». После этого трудовые показатели и качество резко шли в гору. Начинались производственные чудеса, например: выпуск первых нескольких десятков советских реактивных истребителей занял всего четыре месяца.
Сейчас ситуация в ракетной отрасли близка к критической. В том же центре им. Хруничева дошло до того, что в качестве основной версии прокуратура рассматривала саботаж на производстве. Огромные вопросы вызывает работа Энергомаша. Особенно американский контракт на поставку в США жемчужины российского ракетного двигателестроения – РД-180. Их ставили на ракетоносители «Атлас-5». Проверка Счётной палаты показала: завод продавал двигатели ниже себестоимости. За три года убыток превысил 1,38 млрд. рублей! Только в 2010 г. на поставках РД-180 Энергомаш потерял 508 миллионов.
В общем, понятно, почему понадобились жёсткие меры в виде тотальной чистки голов. Снос руководства на ключевых предприятиях – только начало. Первоочередная задача – навести порядок в головах. Последние годы Роскосмос мечется, меняет ориентиры на ходу. То главной целью объявляют доставку человека к Луне. Причём требуют на это у правительства дополнительные 214 миллиардов. То лунную программу внезапно отодвигают на задний план, приоритетом становится поддержка работы МКС после 2020 года.
Такая же свистопляска с выбором перспективных носителей и спускаемых аппаратов. Генеральный план: стянуть ракетную индустрию в обруч Объединённой ракетно-космической корпорации. На неё замкнут крупнейшие предприятия отрасли. Правда, задача не из простых: компании часто не дружат, потому что – прямые конкуренты в борьбе за госзаказы. Сколько всегда поднимается шума на тему «Чей проект лучше и почему у соперников всё не так». С другой стороны, кому как не ракетчикам выполнять работы на грани невозможного. И не с таким справлялись.
Добавь эту новость в закладки: