Русская народная линия | 26.08.2011 в 03:45
. Консервативные основы политической проблематики в идеологии Черной сотни
Максим Размолодин, Русская народная линия.
--
В начале XX века черная сотня оказалась единственным в стране политическим движением, продемонстрировавшим цельное историко-государственное мировосприятие и определившим роль и место самодержавия в истории России. Основой ее религиозно-идеологической концепции была идея Русской православной монархии. Далекие от идеализа­ции действительности, которую черносотенцы строго оце­нивали через призму моральных оценок, они принимали исходный принцип самодержавия, напрямую связанный с божественным нравственным идеалом («правдой»). Исходной смысловой стороной самодержавия являлась мысль о богоустановленности царской власти. Из русского консерватизма черносотенцы унаследовали мысль Митрополита Филарета Московского: «...Бог, по образу своего небесного единоначалия, устроил на земле царя; по образу своего вседержительства — царя самодержавного; по образу своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века, — царя наследственного» [1]. Самодержавие рассматривалось не как форма правления, а как форма организации высшей Верховной власти, отражающая структуры высшего мира, что определило ее идеократичность. Будучи сторонниками религиозной монотеистичности крайне правые калькировали божественный мир на земную почву, рассуждая по принципу «Один Бог, один царь», «Демократия в аду, а на небе царство». Показательно поэтому, что возникшая в 1907 году крупная черносотенная организация взяла название Михаила Архангела. Объяснение этого имело религиозную основу: «Русский Народный Союз призывает на себя покро­вительство Архистратига Михаила Архангела, как представителя грозных небесных сил, низвергшего в бездну, по велению Царя Царей, первого во вселенной крамольника, восставшего против Бо­жеского Единодержавия» [2].
Вера черной сотни в божественную природу миротворения не подлежала сомнению. Представле­ние о мире, как произведении Всевышнего, напрямую опреде­лило и восприятие истории России в неразрывном единении судьбы самодержавия и народа. Весь комплекс самодержавно-государственных представле­ний базировался на христианской идее истины, которая не могла обосно­вываться секулярными методами. Как истина христианства предметно недоказуема, так обусловленная ею истина самодер­жавия является предметом веры. Утверждая религиозные основы власти, черносотенцы четко и ясно заявляли, что источником власти был Бог, а не народ [3]. В исследовании группы правых деятелей, объединенных в «Кружок москвичей», утверждалось: «Политический строй русского государства составляет предмет настоящей и политической веры русского народа, которой он держится и будет, несмотря ни на что, твердо и неизменно держаться именно как веры» [4].
Привитое исследователями черносотенцам «самодержавное кредо», под которым подразумевался приоритет самодержавия перед православием, не вполне верно. Акцент на самодержавии черносотенцы делали по причине актуальности и явственности угроз в начале XX века именно этому элементу уваровского триединства (Православие, самодержавие народность), так как революционные лозунги в меньшей степени затрагивали вопросы изменения положения православия и русского народа. Приоритет православия определялся формированием всей идеократической конструкция Самодержавия. Именно Русская православная церковь выпестовала идею царской власти, как национально-государственный символ веры. Поэтому крайне правые выдвинули тезис о неразрывной связи православия с русской государственностью, как важнейшем условии ее существования [5]. Эта связь придавала царской власти устойчивость и силу, но лишь до определенного исторического предела, который обозначился с началом дехристианизации общественной жизни и общественного сознания. «Русская православная церковь … дала особую окраску русской государственной власти. И немудрено, ибо русское самодержавие народилось и выросло под церковным благословением» - писала черносотенная пресса [6]. Православие являлось идеологической опорой самодержавия, которое «… освящало и освящает, как незыбле­му
Добавь эту новость в закладки: