Русская народная линия | 18.10.2011 в 04:32
. Еще о Сталине. Протоиерей Александр Васькин.
--
Ход мировой истории извилист и мало предсказуем. Вопреки распространенным мнениям, бурное течение исторической реки не есть следствие дуалистической «борьбы добра и зла», схватки человеческих интересов в узком смысле, калейдоскоп случайный событий, нагромождение ничем не связанных между собой фактов или результат деятельности выдающихся личностей. Не находится удовлетворительного объяснения прошлого, настоящего и надежного прогноза будущего также в теории детерминизма. Всеобщая история создавалась, по утверждению профессора В.О.Ключевского, «отдельными народами или группами немногих народов, которые преемственно сменялись при разнообразном местном и временном подборе сил и условий, нигде больше не повторявшемся», и «сосредоточивается главным образом на культурных завоеваниях, которых удалось достигнуть тому или другому народу» (Ключевский В.О. Русская история: в 3 т. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1998. С. 10, 11). Образно говоря, история человечества есть пестрый многоцветный ковер, состоящий из многочисленных причудливых узоров разнообразных культур и заботливо сотканный многочисленными цивилизациями и этносами на протяжении тысячелетий.
Россия и русская нация занимают достойное место в мировом сообществе. История России - часть мирового исторического процесса и представляет собой особенный, русский, вариант пути развития человеческой цивилизации (История России с древнейших времен до наших дней. М., 1999. С. 6). Русская история поражает поистине вселенской масштабностью, смысловой последовательностью, логической связанностью и сознательным ходом явлений. Выдающийся патриот-государственник, общественный деятель, писатель-богослов, доктор церковной истории митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) разворачивает превосходную, с духовной точки зрения, историческую ретроспективу:«Оглядывая Русскую историю, православный наблюдатель повсюду находит несомненные следы промыслительного Божия попечения о России (здесь и далее выделено нами - авт.). События здесь происходят почти вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Чудо сопровождает Россию сквозь века» (Иоанн (Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб, 1995. С. 11).
Религиозная жизнь русского народа так тесно сплеталась в прошлом с жизнью обыденной, что трудно было определить, где кончалась ее церковная сторона и где начиналась внешняя, бытовая. Профессор Н.О.Лосский совершенно верно подметил: «Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность, и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием» (Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев, 1957. С. 5). Однако априори безрелигиозных людей, как и безрелигиозных народов, в природе не существует. Поэтому усилим вышеприведенную мысль. По утверждению К.П.Победоносцева, видного теоретика и практика русского консерватизма, «личное верование не отделяет себя от верования церковного, так как существенная его потребность есть единение в вере, и этой потребности оно находит удовлетворение в церкви»
Полностью на РНЛ.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: