Русская народная линия | 31.03.2012 в 16:06
. Свобода и своеволие.
Иерей Александр Шумский об истинном и ложном понимании свободы.

Последние события в нашем Отечестве еще раз заставляют нас задуматься о самом главном, о смысле нашего бытия и, в первую очередь, о слове «свобода». Свобода – вещь таинственная и рационально неопределимая, раскрывающаяся лишь в реальном личном опыте каждого человека.
Русский поэт Сергей Попов написал о тайне свободы:
…Среди крыш, покрытых цинком,
В переулках тихой Ялты, Между церковью и цирком
Что, приятель, потерял ты?..
На спасательном буксире Ходят парни из ОСВОДа. Ничего нет в этом мире Непонятней, чем свобода.
Удивительно точный образ – «между церковью и цирком». Именно между этими противоположностями и мечется человек в поисках свободы. Приближаясь в этом поиске к Церкви, то есть ко Христу, человек обретает подлинную свободу. Приближаясь к цирку, то есть, по слову Михаила Бахтина, к балаганному карнавальному бесовскому действу, человек попадает в капкан своеволия, становясь рабом дьявола. И третьего не дано.
-
Свобода сотворена Богом и, как высочайший дар, вручена человеку для того, чтобы он добровольно, то есть по своей доброй воле, приумножив подаренный Богом талант свободы, вернулся с ним к своему Небесному Отцу. Истинная свобода немыслима без послушания Богу. Здесь содержится парадокс неразрешимый для либерального сознания, для которого существует либо послушание, либо свобода. Либеральное сознание отвергает послушание, и свобода тут же превращается в своеволие, то есть в рабство дьяволу. Христианское сознание принимает антиномию послушания и свободы. Подлинная свобода во Христе основана на послушании Богу и раскрывается только в этом послушании. И враг рода человеческого очень хорошо понимает, насколько важна свобода в деле спасения человека. Он делает все, чтобы исказить правильное понимание человеком свободы. И для этого нечистый дух придумывает, по точному определению преподобного Иустина (Поповича), всевозможные «философские пропасти», в которые падают те, кто нерассудительно и неосторожно увлекаются лукавыми прелестными голосами.
—-
Одна из таких «философских пропастей» – идея о «несотворенной свободе», которую очень последовательно отстаивал русский философ Николай Бердяев, опиравшийся, в свою очередь, на темную мистику Якоба Бёма и Сведенборга. Бердяев утверждал, вслед за своими учителями, что свобода не творилась Богом, что она есть несотворенная стихия, в которой рождается Сам Бог, то есть свобода у Бердяева первичнее Бога. Казалось бы, как может повестись на подобную идею христианин, тем более, человек, считающий себя церковным. Однако мы видим, что многие русские верующие интеллигенты как в начале прошлого века, так и ныне, весьма охотно принимали и принимают эту идею, полагая ее в основу своего мировоззрения. Например, в общине протоиерея Георгия Кочеткова Бердяев и его книги ставятся едва ли не выше святоотеческого учения.
-
Надо заметить, что идея «несотворенной свободы», в которой рождается Сам Бог, весьма сопрягается с раввинским каббалистическим учением о еврейском алфавите. Это учение утверждает, что буквы еврейского алфавита предшествуют Богу, первичнее Бога, и что, манипулируя этими буквами, посвященный каббалист может руководить небесными силами и даже Самим Всевышним.
-
Мы видим, как ложное понимание свободы приводит к безумному своеволию, которое порождает идею человекобога, то есть антихриста. Но мы хорошо знаем, что антихрист, этот абсолютный выразитель дьявольского своеволия, преследует лишь одну цель – уничтожение Христианства и самоубийство человечества. Так, через антихриста, враг рода человеческого стремится отомстить Богу за сотворение человека и за собственную безысходную участь.
-
Связь своеволия с самоуничтожением гениально раскрывает Ф.М.Достоевский, особенно в своем романе «Бесы». Один из героев романа, нигилист Кириллов, в разговоре с вожаком революционеров Петром Верховенским заявляет следующее: «Если нет Бога, то я бог… Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу
...
Полностью на РНЛ.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: