#Нам_есть_чем_гордиться! #ne_prospi_strany Для самолета пятого поколения сделали позолоченное стекл...
Кибер-Щит России.Евразийский Патриотический Союз | 03.04.2012 в 14:17
#Нам_есть_чем_гордиться!
#ne_prospi_strany Для самолета пятого поколения сделали позолоченное стекло Напыление из золота сделает кабину и пилота невидимыми для радаров В обнинском НПП «Технология», которое производит композитные элементы для самолета пятого поколения Т-50, разработали уникальное покрытие, которое защищает стеклянную кабину пилота от радиоволн и солнечного излучения. Благодаря ему сигнал от радара систем ПВО противника не отражается от кабины самолета, а приборы, установленные внутри, остаются невидимыми для электронных систем разведки противника. Кроме того, летчик защищается от мощного излучения радаров рядом летящих самолетов. Однако, чтобы фонарь самолета остался прозрачным, в напылении приходится использовать золото. Как рассказал «Известиям» главный конструктор НПП «Технология» Владимир Викулин, напыление делают многослойным из нескольких металлов - золота, индия и олова. Толщина одного слоя не превышает 20 нанометров (в одном метре миллиард нанометров), а всей пленки - 90 нанометров. Несмотря на такое незначительное количество металла, радиозаметность внутрикабинного оборудования снижается в 250 раз. — Для того, чтобы нанести это покрытие, мы разработали специальную магнетронную установку, которая позволяет добиться равномерного напыления толщиной каждого слоя 20 нанометров. Равномерность очень важна - если привысить толщину, изменятся оптические свойства кабины, если сделать слишком тонким - электромагнитное излучение будет "просачиваться", - пояснил Викулин. По его словам, для нанесения покрытия самолетный фонарь помещают в специальный автоклав, из которого откачивают воздух. Затем особой элетромагнитной пушкой, испаряющей металл, "рисуют" покрытие, равномерно накладывая электроны на поверхность, независимо от ее кривизны. - Сочетание золота, олова и индия было выбрано путем подбора спектров, который продолжался несколько лет. За это автор разработки Олег Просовский получил премию правительства, - рассказал Викулин. Кроме радаров, золото-индиево-оловяное покрытие решает и другую проблему - защищает пластиковые элементы кабины самолета от воздействия ультрафиолетового и инфракрасного излучения. В 2010 году из-за хрупкости полимерных ремней безопасности при катапультировании из самолета погиб индийский пилот - лямки, удерживавшие его в кресле, лопнули. С новым покрытием этого удастся избежать. Ожидается, что новым «фонарем» Т-50 начнут оснащать после проведения испытаний. — Главная задача остекления кабины самолетов пятого поколения, помимо низкого аэродинамического сопротивления и высокой прочности, — скрыть от радаров оборудование кабины. Крылья и фюзеляж закрыты композитными панелями, которые «прячут» самолет, а вот через кабину самолет может демаскировать себя, — пояснил Владимир Викулин. По его словам, по такой же технологии защищалась от излучения кабина американского аналога Т-50 - самолета F-22 Raptor. Точная стоимость покрытия пока не раскрывается, однако Викулин отметил, что оно стоит меньше миллилона рублей и в несколько раз дешевле, чем сам фонарь. Для покрытия одного самолетного фонаря хватит всего двух-трех граммов золота. Главный редактор профильного агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев полагает, что даже если бы наностекло стоило в несколько раз дороже обычного, в общей стоимости самолета эта цифра не сыграла бы заметной роли: - Основной демаскирующий элемент - это, конечо, двигатель самолета, который выдает местонахождения самолета за счет металлических лопаток. Но двигатель удалось закрыть непроницаемыми панелями. А кабину так просто не спрячешь - она должна быть прозрачной. Поэтому использование таких решений - вынужденая мера. Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|