Русская народная линия | 10.07.2013 в 15:33
. Сегодня мы вспоминаем А.П.Волынского, П.М.Еропкина, Н.Н.Назарова, Н.Г.Столетова, А.Г.Уфимского, В.Г.Хлопина и Е.А.Иванова.

Сегодня мы вспоминаем государственного деятеля и дипломата Артемия Петровича Волынского (1689-1740). Потомок старинного дворянского рода Артемий Волынский в возрасте пятнадцати лет начал службу в драгунском полку, в чине ротмистра участвовал в Прутском походе (1711). В 1712 году он сопровождал вице-канцлера П.П.Шафирова в Турцию, оказался вместе с ним в плену, а после освобождения в чине подполковника был отправлен посланником в Персию. Эта миссия, как и последовавшее назначение А.П.Волынского губернатором в Астрахань (1719), были связаны с подготовкой к Персидскому походу 1722-1723 годов. Однако удачно складывавшаяся карьера была омрачена вскрытием злоупотреблений по службе, в 1724 году он был отстранен от должности астраханского губернатора. От следствия А.П.Волынского не спасло Волынского и то, что он был женат на двоюродной сестре Царя А.Л.Нарышкиной.

Лишь смерть Петра I Великого прервала начатое следствие, а благоволившая к А.П.Волынскому Екатерина I Алексеевна присвоила ему генеральский чин и назначила губернатором в Казань (1725). Однако вскоре на него вновь стали поступать доносы и жалобы на мздоимство. Дело удалось замять, но в 1730 году А.П.Волынскому пришлось расстаться с местом казанского губернатора.

В 1733 году его родственник С.А.Салтыков рекомендовал Волынского фавориту императрицы Э.И.Бирону, который нуждался в деятельных и преданных лично ему людях. Артемий Петрович был направлен военным инспектором в армию, под началом фельдмаршала Б.-К. Миниха участвовал в походе русских войск на Речь Посполитую (Война за польское наследство) и усердно писал в Кабинет министров о промахах командующего войсками. Вскоре А.П.Волынский получил назначение в конюшенное ведомство в Петербурге, что было настоящей удачей, поскольку Анна Ивановна и Бирон были страстными любителями лошадей. А.П.Волынский принялся за разоблачение злоупотреблений в царских конюшнях и наведение в них порядка. Преуспев на этом поприще, он в 1736 году в чине полного генерала был назначен обер-егермейстером двора — ответственным за царскую охоту. Помимо своих прямых обязанностей он выполнял иные поручения; в 1737 году он входил в состав русской делегации на Немировском конгрессе, был членом суда над князем Д.М.Голицыным. В 1738 году благодаря протекции Бирона А.П.Волынский стал кабинет-министром, а вскоре единственным докладчиком у императрицы Анны Ивановны по делам кабинета. Именно он был организатором шутовской свадьбы в Ледяном доме.

По замыслу Бирона А.П.Волынский он должен был стать его доверенным лицом в Кабинете министров в противовес А.И.Остерману. Но Бирон не учел непомерного честолюбия своего ставленника. Человек гордый, вспыльчивый, с большим сaмомнением, Волынский быстро забыл, чем обязан своим покровителям, и начал считать свои служебные успехи результатом лишь собственных сил. Оказавшись на самом верху служебной лестницы, пользуясь доверием императрицы и будучи действительно способным администратором, Волынский утратил чувство реальности. Ему стало казаться, что он может стать первым лицом государства и оттеснит от решения государственных дел Бирона. Летом 1739 года А.П.Волынский подал Анне Ивановне письмо, разоблачавшее обманщиков, по его мнению, окружавших Императрицу. Оно было написано в поучительном тоне, что это вызвало гнев Императрицы. Конец карьере кабинет-министра положил инцидент с В.К.Тредиаковским, который в начале 1739 года был избит по приказанию Артемия Петровича. Причем поэт был насильно выставлен из приемной Бирона, куда он приходил жаловаться на Волынского. Бирон возмутился этим эпизодом, окончательно поняв, что бывший протеже стал ему опасен. В начале апреля 1740 года над Волынским был учреждено новое следствие.

В ходе расследования выяснилось, что в кругу близких друзей, главным образом из представителей знатных, но обедневших дворянских фамилий (И.Эйхлер, А.Ф.Хрущов, Ф.И.Соймонов, П.И.Мусин-Пушкин, П.М.Еропкин), Артемий Петрович критиковал Императрицу и ее фаворита, строил планы изменения системы управления и зачитывал отрывки из своего «Генерального проекта о поправлении внутренних государственных дел». В проекте утверждалась идея усиления политического значения дворянства, предлагалось ограничить доступ иностранцев к высшим государственным должностям, основать в России школы и училища, предпринять меры для развития торговли и промышленности. Помимо того перу Волынского принадлежат «рассуждения» «О гражданстве», «Каким образом суд и милость государям иметь надобно». В вину Волынскому поставили составленное им генеалогическое древо, которое указывало на его родство с царской фамилией, что по мысли следователей, доказывало его планы захватить престол. В кругу друзей А.П.Волынский подчеркивал свое знатное по сравнению с Остерманом и Бироном происхождение, по этой причине он отказывался подчиниться им. Суд, состоявший из знатных вельмож, приговорил А.П.Волынского и его друзей к смертной казни. В народной памяти Волынский остался мучеником, павшим в борьбе за справедливость, что отразилось в романе И.И.Лажечникова «Ледяной дом».

Также в этот день мы вспоминаем архитектора Петра Михайловича Еропкина (ок. 1698-1740). В 1716—1724 годах обучался в Италии. С 1737 года был главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», созданной 10 (21) июля. Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737—1741), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» Андреа Палладио (1737—1740).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря. Позже по проектам П.М.Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная, 8), каменные палаты А.П.Волынского на Рождественке в Москве. В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом.

В 1740 году с группой А.П.Волынского выступил против бироновщины и был казнён. После воцарения на престоле Елизаветы «дело Волынского» было прекращено, доброе имя его членов восстановлено, живые, в том числе помощник П.М.Еропкина Карл Бланк, возвращены из ссылки. В 1886 году на могиле А.П.Волынского, П.М.Еропкина и А.Ф.Хрущева в ограде Сампсониевского собора на Большом Сампсониевском проспекте был поставлен памятник (архитектор М.А.Шуров, барельеф работы А.М.Опекушина).

Также сегодня день памяти Николая Николаевича Назарова (1828-1907), генерал-лейтенанта, героя Туркестанских походов. Он родился 4 февраля 1828 года. Образование получил в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе, из которого выпущен прапорщиком 13 января 1848 года в армейскую кавалерию.

Принимал участие в походе в Венгрию в 1849 году и 28 июля 1853 года произведён в поручики. В 1854 году на Дунайском театре Восточной войны был ранен и награждён в 1855 году орденом св. Анны 3-й степени с бантом.

После излечения перевёлся в армейскую пехоту на Кавказ, где принимал активное участие в походах против горцев. За отличия на Кавказе получил чины штабс-капитана (12 января 1858 года), капитана (9 мая 1861 года) и майора (17 ноября 1863 года).

В 1866 году Назаров был переведён в Туркестан, где 28 января 1867 года был назначен командиром 9-го Туркестанского линейного батальона и 14 марта получил чин подполковника. 1 июля возглавил 5-й Оренбургский линейный батальон. В том же году Назаров принимал участие во множестве дел с кокандцами и бухарцами и был удостоен ордена св. Станислава 2-й степени с императорской короной и мечами, особо отличился Назаров при штурме Ходжента, где командовал общим резервом и первым занял городскую цитадель.

27 июня 1867 года Назаров был удостоен ордена св. Георгия 4-й степени (№ 10244 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова). В воздаяние за отличие, оказанное при штурме Бухарской крепости Ура-Тюбе, 2 Октября 1866 года, где, под убийственным огнем неприятеля, овладел несколькими барбетами с орудиями.

В сражении с бухарцами на Чапан-Атинских высотах под Самаркандом Назаров, вернувшись к командованию 9-го Туркестанского линейного батальона, руководил центром русских войск, однако после занятия Самарканда Назаров, назначенный в подчинение полковнику А.В.Пистолькорсу для преследования бегущих бухарских войск, по словам В.В.Верещагина, ослушался приказа последнего, был арестован генералом Кауфманом и заключён в Самаркандскую крепость.

Когда основные силы под командованием генерала Кауфмана двинулись далее к Бухаре, то Назаров остался в Самарканде в заключении (М.А.Терентьев сообщает что Назаров громко поссорился с полковником А.К.Абрамовым и остался в Самаркандском госпитале сославшись на болезнь), а когда в город ворвались шахрисябзские войска Джурабека, был освобождён комендантом крепости майором Штемпелем и принял живейшее участие в защите цитадели от атак шахрисябзцев.

6 июня 1868 года Назаров был произведён в полковники. 30 июня 1869 года он за отличие при штурме города Карши получил золотую саблю с надписью «За храбрость» и вслед за тем орден св. Владимира 3-й степени с мечами.

12 сентября 1874 года Назаров был назначен командиром 140-го пехотного Зарайского полка, в рядах которого в 1877—1878 годах совершил кампанию против турок.

18 августа 1877 года Назаров действовал в отряде генерал-майора Леонова 2-го, с двумя ротами Зарайского полка и двумя орудиями Донской конной № 9 батареи атаковал турецкие позиции у Садины и вытеснил оттуда неприятеля. Затем Леонов приказал Назарову отойти от Садины назад и на Карагассанкиойских позициях прикрывать левый фланг его отряда. За отличие в этом деле Назаров был награждён орденом св. Станислава 1-й степени с мечами.

25 ноября того же года Назаров за отличие был произведён в генерал-майоры (со старшинством от 18 августа 1877 года) и отчислен от должности командира полка с назначением состоять при штабе Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича Старшего. Во время сражения 28 ноября под Мечкой Назаров командовал 2-й бригадой 35-й пехотной дивизии, а 19 мая 1878 года возглавил 1-ю бригаду 3-й пехотной дивизии.

По окончании военных действий Назаров продолжал командовать бригадой до 9 апреля 1889 года, когда был назначен командиром 15-й пехотной дивизии, однако уже 31 июля того же года был переведён на должность командира 3-й пехотной дивизии. В генерал-лейтенанты произведён 30 августа 1888 года.

В конце 1891 года Назаров вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге, где скончался 27 июня 1907 года, похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

В.В.Верещагин отмечал, что Назаров был отчаянным и бесподобным матершинником и характеризовал его следующими словами: «Этот человек был храбр какой-то особенной, залихватской храбростью».

Среди прочих наград Назаров имел ордена св. Анны 1-й степени (1880 год) и св. Владимира 2-й степени (1883 год).

Также мы вспоминаем Николая Григорьевича Столетова (1834-1912), генерала от инфантерии, руководителя болгарского ополчения во время русско-турецкой воины 1877-1878 гг. Он родился 1 января (13 января по новому стилю) 1834 года в г. Владимире в старинной купеческой семье, переселенной туда за крамолу после падения Новгорода при Иване Грозном. Брат — Столетов, Александр Григорьевич.

Получив среднее образование во Владимирской гимназии, в 1850 году он поступил на физико-математический факультет Московского университета, где впоследствии учился его младший брат Александр, ставший всемирно известным учёным.

Последний год обучения Николая Столетова в университете совпал с началом Крымской войны 1853—1856 гг., что решающим образом Повлияло на всю его дальнейшую судьбу. Весной 1854 года после завершения учёбы, преисполненный патриотических чувств, Николай Григорьевич идёт добровольцем в армию — поступает вольноопределяющимся в лёгкую батарею № 1 10-й артиллерийской бригады. В составе этой батареи фейерверкёр Столетов участвовал в боях с турками на Дунае и оборонял от союзных войск Севастополь. В гарнизоне крепости он находился с середины марта до конца апреля 1855 года, защищая 4-й бастион, батарею Забудского и редут Шварца, а также сражался с неприятелем при Инкермане (24 октября/5 ноября 1854) и на Чёрной речке (4/16 августа 1855). За отличие в боевых действиях в Крыму Николай Столетов был награждён знаком отличия Военного ордена и произведён в офицеры.

После крымской войны, получив высшее военное образование в Академии Генерального штаба, Николай Григорьевич служил на Кавказе и в Туркестане. В 1869 году он возглавил отряд, завоевавший восточный берег Каспийского моря, где тогда же был основан г. Красноводск. В начале 1870-х годов Столетов командовал полком и бригадой, руководил научной Амударьинской экспедицией.

Во время русско-турецкой воины 1877—1878 гг. в чине генерал-майора Николай Григорьевич возглавил болгарское ополчение, воевавшее на Балканах совместно с русскими войсками. В июле-августе 1877 года он принимал участие в руководстве обороной Шипки, позже командовал авангардом колонны генерала М.Д.Скобелева при переходе через Балканы и в бою за Шейново. За отличие в сражениях при освобождении Болгарии Н.Г.Столетов был награждён орденами Св. Георгия IV ст., Св. Владимира I ст. и Св. Анны I ст. — оба с мечами.

С 1878 года Столетов находился в распоряжении командующего Туркестанским военным округом, возглавляя дипломатическую миссию в Афганистане. В 1886 Николая Григорьевича произвели в генерал-лейтенанты и назначили начальником 18-й пехотной дивизии. Впоследствии он командовал корпусом и дослужился до чина генерала от инфантерии.

Умер 27 июня (10 июля по новому стилю) 1912 года в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области.

Также сегодня мы вспоминаем Анатолия Георгиевича Уфимцева (1880-1936), изобретателя-самоучку, автора 68 патентов. Родился в Курске, здесь прожил всю жизнь (за исключением времени ареста и ссылки). Зарабатывал, держа мастерскую по ремонту швейных машинок, велосипедов, граммофонов и т. д.; перед революцией продавал также изобретённые им нефтяные двигатели для молотилок.

Имел 68 патентов. Кроме ветряка он, например, создал несколько конструкций самолётов, включая «сфероплан» (аэроплан с круглым крылом, из-за чего ныне нередко именуемый «летающей тарелкой»). Его авиадвигатель АДУ-4 получил Большую серебряную медаль на Международной выставке воздухоплавания (1911 г.). Это был человек эдисоновского типа: размышляя об очередном глобальном проекте, мог глянуть на какую-нибудь бытовую мелочь и тут же задуматься, как её усовершенствовать. Потому в списке предложений Уфимцева есть не только масштабные планы «анемофикации России» (целой отрасли ветровой энергетики), но и новые музыкальные инструменты или электрическое перо для множественного копирования.

Также сегодня день памяти Виталия Григорьевича Хлопина (1890-1950), одного из основоположников советской радиохимии и радиевой промышленности; одного из основателей Радиевого института и ведущих участников атомного проекта, основателя школы советских радиохимиков; действительного члена АН СССР, Героя Социалистического Труда.

В 1911 г. окончил Геттингенский университет. По окончании в 1912 г. Петербургского университета был оставлен там для подготовки к профессорской деятельности. В 1915—21 гг. работал в Радиологической лаборатории Академии Наук. С 1922 г. — в Радиевом институте АН СССР (с 1939 г. — его директор). Одновременно с 1924 г. преподавал в Ленинградском университете, где впервые в СССР начал читать специальный курс по химии радиоэлементов и радиоактивности. В 1911—17 гг. Xлопин занимался главным образом вопросами неорганической и аналитической химии металлов платиновой группы. В 1918—21 гг. Xлопин руководил созданием первого в России радиевого завода, получил на нем первые советские препараты радия и организовал работы по химии и геохимии радиоэлементов
...

Полностью на РНЛ.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: