Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ» | 25.01.2018 в 19:00
«ГОРЫНЫЧ» ИЗ «АЛЬФЫ»
Автор: Матвей Сотников

Игорь Панин родился 17 октября 1979 года. Уроженец подмосковного Калининграда, ныне это город Королёв. Родными местами считал и Тамбовскую землю, где в детстве и юности провел много времени.
С ранних лет Игорь занимался спортом. В девять лет пошел в секцию хоккея на траве. Отец Игоря, Сергей Васильевич, служил в милиции, был участковым, а потому частенько брал сына на различные ведомственные соревнования — в основном, конечно, это были турниры по различным боевым искусствам. На одном из таких первенств десятилетний мальчик заинтересовался дзюдо.
В борьбе Игорь достиг немалых успехов и, неоднократно выступая на соревнованиях, часто занимал призовые места. После девятого класса поступил в Калининградский механический техникум, ныне — Королёвский колледж космического машиностроения и технологий. Кстати, в последующем название учебного заведения, переиначенное на «королевский», было предметом шуток в подразделении.
В техникуме Панин получил квалификацию «радиотехник» по специализации «Приборы и системы управления». Срочную службу проходил в десанте, в отдельной разведывательной роте в / ч 59236-II. В августе 1999 года отряды Хаттаба и Шамиля Басаева вторглись в мирный Дагестан…
Началась Вторая Чеченская кампания. В течение нескольких месяцев Панин принимал участие в боях, а если точно, то сто двадцать семь дней. Был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с изображением мечей.
Демобилизовавшись в феврале 2000 года, Игорь продолжил активные занятия спортом — поступил в секцию бокса. И решил получить высшее образование в Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики.
Сотрудником Группы «А» Панин стал в 2004 году. Правда, добиться этого удалось не сразу. Когда первая попытка завершилась неудачей, решил пойти другим путем, и в 2001 году, пройдя все необходимые «фильтры», стал сотрудником ФСБ. Работая в системе госбезопасности, он продолжал активно заниматься спортом, начал изучать рукопашный бой, принимал участие во всех ведомственных соревнованиях, стремясь обратить на себя внимание и показать свою высокую подготовку и готовность к боевой работе.
А к заветной цели приблизился на Чемпионате ФСБ, завоевав «золото» в своей весовой категории. Надо сказать, в турнире принимали участие «альфовцы» и присутствовало руководство подразделения. Молодым победителем сразу заинтересовались — что за боец такой, из какого управления? Игорь с ходу заявил, что хочет служить в Группе «А».
Вторая попытка тоже оказалась неудачной — руководство управления, не желая терять ценного сотрудника, не отпустило его со службы. Лишь с третьего раза Панин поступил в легендарное подразделение. Причем переводом с прежнего места работы, без скандала. Все нормативы кандидат в мастера спорта по боксу и дзюдо выполнил без особых затруднений.
На курсах молодых сотрудников Панин познакомился с Романом Лашиным. Они пришли в подразделение в один день; оба — воспитанники спортивного клуба «Альфа-БУДО». Сразу подружились, потом стали общаться семьями. Оба были заядлыми спортсменами и частенько вместе оказывались на соревнованиях. В первую свою командировку тоже отправились вместе.
В «Альфе» Игорь Панин прошел специализированный курс экстремального вождения, окончил медицинские курсы по оказанию первой неотложной помощи, вместе с Лашиным осваивал водолазное дело. За время службы отточил свою спортивную форму. Победил на первенствах ФСБ и ЦСН города Москвы, взял первый приз на международных соревнованиях в Ялте.
Очевидно, в тот период Панин находился на пике своих физических сил, у него наблюдался невероятный подъем; на одном из турниров он завершил финальный бой за тридцать восемь секунд!
Вспоминает сослуживец Панина:
— Игорь увлекался лыжами, сноубордом. Как-то звал меня в горы покататься. У меня не получилось тогда. А он приехал оттуда, весь на эмоциях, рассказывал, что и жену к лыжам приобщил, и дочку планирует на лыжи поставить, когда та вырастет. Он прямо фонтанировал эмоциями, ему всегда хотелось еще чего-то нового: узнать, достичь, попробовать.
Кроме всего прочего, Игорь был еще и отличным тренером. Спарринг-партнеры в один голос отмечали его методическое мастерство: он никогда не доводил дело до травм, всегда обращал внимание на ошибки соперника, мог точно указать слабое место и помочь подтянуть тот или иной элемент подготовки.
В последние годы Панин серьезно увлекся ножевым боем. Приобретал много специализированной литературы, тратил приличные деньги на профильные книги и новые пособия. И — покупал клинки, как без этого?..
В 2006 году Игорь получил на спортивных соревнованиях серьезную травму, у него оказался винтовой перелом ноги. И в этот же год от почечной недостаточности скончался его отец. Черная, трагическая полоса.
В подразделении было серьезное опасение, что Панин не сможет восстановиться и продолжать полноценную службу в спецназе. Но полковник Юрий Торшин, не желая такого исхода, отправил своего сотрудника на учебу — тот добирался до Академии ФСБ на машине, и это со сломанной-то ногой! А через год, восстановившись, даже принимал участие в соревнованиях по боевым искусствам.

«ГУЛЯЕМ, А ОН МНЕ ПОКАЗЫВАЕТ НОВЫЙ ПРИЕМ»
Будущую супругу Игорь встретил в 2003 году на службе. Он участвовал в соревнованиях по бегу, а Галя была секретарем, записывала результаты и вела статистику. Игорь тогда запомнился ей своим добрым чувством юмора — шутил, балагурил.
Ближе познакомились за ужином. Галю поразило то, что Игорь сам собирал на стол, ухаживал, а потом вымыл посуду. Галя — человек спортивный, занималась рукопашным боем. И это общее увлечение спортом еще более сблизило ее с Игорем. А также совместная учеба в одном вузе — Московском государственном институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).
— Игорь всегда любил спорт, каждому новому приему, разученному на тренировке, радовался как ребенок, — говорит Галина. — Иногда гуляем, а он мне показывает новый прием. Очень забавно выглядело, когда на людной улице здоровый парень машет ногами и руками перед девушкой. Люди обычно косились на нас с опаской и сразу отходили подальше.
В какой-то момент Панин поинтересовался — как Галя отнесется к тому, что он станет сотрудником «Альфы»? Та ответила, что такая перспектива не вызывает у нее чувства восторга. Но если это его осознанное желание, мечта, которая станет судьбой, то, значит, нужно переводиться.
Так получилось, что они на год потеряли друг друга из виду. А в 2005-м Игорь позвонил сам, вернувшись из командировки, и поздравил Галю с победой в ведомственных соревнованиях по рукопашному бою. Они вновь стали встречаться.
Поженились в 2009 году, свадьбу сыграли в Королёве. До этого Панин тянул с оформлением отношений, не желая оставить свою любимую вдовой. Перелом наступил после гибели капитана Руслана Холбана, принявшего свой последний бой в горном Дагестане. Ни жены, ни детей у него не было. Не успел. Остались мама и любимая девушка.
Вот тогда, приехав после командировки, Игорь предложил Гале подать документы в ЗАГС. А еще сказал, что хочет семью, свой дом. И детей. Пятерых!
В 2010-м родилась Ирочка. Причем Игорь сам подбирал ей имя, которое сочеталось бы со сложным отчеством. Получилась Ирина Игоревна. Как сказано в одной из книг об именах: «В детстве Ирина — папина дочка. Ей нравится помогать отцу в его «мужских» делах, а не возиться с мамой по хозяйству».
«Шестым чувством» Игорь угадал час, когда Иришка появилась на свет. Произошло это накануне его очередной боевой командировки. А когда Галя сообщила, что беременна вторым ребенком, сразу сказал: «У нас мальчик». — «А если девочка?» — «Нет, мальчик, Миша».
— Дом всегда был для Игоря закрытой темой, — говорит Светлана, друг семьи. — Это был его неприкосновенный храм, в который он никого не впускал. О том, что они с супругой ждут дочку, все узнали, когда Галя была уже на седьмом месяце беременности, а про то, что у него будет сын, Игорь рассказал друзьям только в последней командировке.
Да, дом являлся для майора Панина особым, заповедным миром. А если он кого и впускал в него, то только тех, кому доверял. Был добрым, спокойным, уравновешенным и удивительно жизнерадостным человеком. Не унывал, даже если что-то не складывалось. Великолепный психолог, хорошо чувствовал людей. Единственное, чего не выносил, — несправедливости. При этом идеалист. Был безотказным другом. Умел разговорить человека, заставить рассказать о своих проблемах, а потом обязательно пытался помочь.
Про свою работу Панин в семье особо не распространялся. Жене говорил: «Ну, бегаю я с оружием, что в этом такого?» Единственное, пожалуй, исключение — это личная охрана президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, о котором офицер «Альфы» отзывался с большим уважением. Оба десантники, оба воевали.
Стрессов, переживаний хватало, но Панин скрывал их глубоко в себе. Рано побывав на войне, Игорь по-особому относился к жизни. Позывной у него был запоминающийся — «Горыныч».
Не впадая в пафос, можно утверждать: Игорю Панину были по силам задачи повышенной сложности. За время службы он был награжден медалями Жукова, «За отличие в военной службе» и «За боевое содружество», а за тот последний жестокий бой в лесном массиве под Кузнецовкой — орденом Мужества.

СЧЁТ ШЁЛ НА СЕКУНДЫ
Кизлярский район Дагестана, район села Кузнецовка. Здесь, в лесном массиве, засела группа опытных и хорошо вооруженных боевиков. На их счету были диверсии, нападения и убийства.
В тот день спецназовцы начали поиск террористов с наступлением темноты. Действовать пришлось в лесистой местности, вдоль русла реки. С помощью приборов ночного видения группа на одном из заболоченных участков обнаружила свежую тропу.
Поиск решили продолжить — по многим признакам тропа могла привести к базе террористов. До наступления рассвета спецназовцы прочесали около четырех километров леса. Продвигаясь по камышам и густым кустам, преодолевая заболоченные арыки, группа продолжала методично обследовать территорию, пока ее головной дозор не наткнулся на боевое охранение крупной банды.
База находилась в труднодоступной местности и была хорошо укреплена. Наученные своим и чужим опытом, боевики готовились к встрече с любыми неожиданностями. Отнюдь не юнцы-исламисты, как сообщалось в прессе, а матерые преступники, именующие себя «мечами Аллаха». Для них что рядовой сотрудник спецназа, что выдающийся дагестанский богослов Саида-Афанди аль-Чиркави — это опасный враг, который должен быть уничтожен любой ценой. За бандой тянулся след убийств, диверсий и терактов.
Находясь в головном дозоре разведывательно-поисковой группы, капитан Лашин шел впереди всех. Именно он заметил террористов и открыл по ним огонь.

Окончание читать – тут:
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: