Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ» | 24.01.2018 в 21:00
ШТУРМ ПОД БОЙ КУРАНТОВ. ОПЕРАЦИЯ «АЛЬФЫ» НА ВАСИЛЬЕВСКОМ СПУСКЕ
Автор: Константин Советов

Одним из знаковых дел Группы «А» середины 1990-х является спецоперация на Васильевском спуске. Тогда, в октябре 1995 года, в самом центре Москвы, возле стен Кремля, вооружённым террористом-одиночкой был захвачен автобус с южнокорейскими туристами.

ЗАХВАТ В «ПРЯМОМ ЭФИРЕ»
Действовать возле Кремля сотрудникам спецподразделения пришлось не в первый раз — в июне 1991 года бойцы Группы «А» уже обезвреживали здесь террориста, захватившего в автобусе в заложники семилетнюю девочку. И вот новое испытание… Только на этот раз все было гораздо серьезнее.
14 октября группа туристов из Южной Кореи находилась на Красной площади и осматривала собор Василия Блаженного. Когда корейцы стали заходить в экскурсионный автобус, туда проник вооруженный мужчина. В заложниках оказалось около тридцати работников корейской фирмы «Хендай-электроникс», экскурсовод и водитель.
Первым в диалог с захватившим автобус вступил местный участковый, чуть позже — прибывший по тревоге начальник отдела Московского уголовного розыска подполковник Юрий Семёнов. В разговоре с сотрудниками МВД преступник выдвинул первые требования: 10 миллионов долларов, транспорт и возможность вылета из Москвы на самолете. Прибыли на место происшествия и бойцы СОБРа, но им была поставлена задача — в ход операции не вмешиваться.
Рассказывает вице-президент Международной Ассоциации «Альфа» полковник Василий Верещак (в 1995 году заместитель начальника 1-го отдела Управления «А»):
— Наш отдел 14 октября находился на боевом дежурстве, я был ответственным офицером. Вечером звонок оперативному дежурному. Наверное, в первый и последний раз в истории подразделения — директор ФСБ. Спросил: подразделение в готовности? Отвечаю: так точно! Барсуков — мне: «боевая тревога»!
Через несколько минут после объявления тревоги в район Васильевского спуска выдвинулась передовая группа из нескольких сотрудников для проведения рекогносцировки. В состав группы вошло несколько снайперов и представитель руководства.
Вскоре к месту происшествия прибыли дежурный отдел, начальник Управления «А» генерал Александр Гусев и его первый заместитель Александр Мирошниченко. Сразу были выставлены все элементы боевого порядка: штурмовые группы, группа снайперов, группа применения спецсредств, группа блокирования. На месте уже был сформирован оперативный штаб, который возглавил лично директор ФСБ Михаил Иванович Барсуков.
Вскоре из штаба поступила команда — выделить одного человека в группу переговорщиков.
Игорь Мирошниченко (в 1995 году сотрудник Управления «А»):
— Я вернулся из командировки на Кавказ и поехал в госпиталь навестить нашего сотрудника Дмитрия Киселёва, раненого в Будённовске. Там и узнал о захвате заложников — прошла информация по телевизору. Пришлось срочно выезжать. На месте мне поставили задачу — вместе с подполковником МВД Юрием Семёновым вести переговоры с террористом. Координацию между оперативным штабом и боевым подразделением осуществлял Василий Захарович Верещак.
С самого начала операции штаб во главе с Михаилом Барсуковым поставил перед спецназом четкую задачу — штурмовать автобус, если переговорный процесс никакого результата не принесет. Сотрудники спецподразделения сразу же начали разрабатывать различные пути силового решения проблемы. Одним из вариантов нейтрализации террориста был выстрел снайпера. В милицейской машине находилась позиция Игоря Ворошилина, с одной из башен Кремля наблюдение за преступником вел Иван Аржанов. Но от этой идеи пришлось отказаться — преступник неожиданно приказал водителю передвинуть автобус на несколько десятков метров вперед.
— Ситуация постоянно менялась, — вспоминает Василий Верещак, — мы получали большое количество вводных. Вскоре нашим специалистам удалось внедрить в автобус специальную аппаратуру — мы знали, что происходит в салоне. Неожиданно террорист дал команду водителю: «Приготовься! Сейчас поедем по Москве!» Сразу же несколько групп сотрудников выехали для подготовки проведения возможных вариантов операции в крупнейшие аэропорты столицы.
Тем временем переговоры с террористом продолжались. Получив первую часть денег, преступник неожиданно потребовал предоставить ему легковую машину для выезда в аэропорт. Сразу же было принято решение — ликвидировать террориста во время пересадки из автобуса в автомобиль. Капитан Юрий Торшин и старший лейтенант Юрий Полищук, используя мертвые зоны, смогли подобраться к автобусу, пролезть под его днищем в район передней двери и занять позиции. Автомобиль подогнали к автобусу, но… преступник неожиданно отказался пересаживаться. Были и другие трудности.
Полковник Виталий Демидкин (в 1995 году начальник 1-го отделения 1-го отдела Управления «А»):
— Проблема заключалась в том, что автобусы марки «Мерседес» мы до этого никогда не штурмовали. Во-первых, двери там открывались иначе, чем на «Икарусах», на которых нам до этого приходилось тренироваться. Во-вторых, стекла-триплексы — по ним бьешь кувалдой, а она отскакивает. Спасибо Юрию Михайловичу Лужкову — он разрешил потренироваться на аналогичном автобусе в полную силу.
Помог мэр Москвы и в другом вопросе — сумел достать нужную сумму в долларах. Требования террориста постоянно менялись.
Игорь Мирошниченко:
— На переговоры я ходил больше шести раз. Деньги передавали частями в обмен на заложников, удалось нам и уменьшить сумму выкупа. Террорист проявил себя настоящим профессионалом — разговаривал из глубины салона, постоянно прикрывался водителем. Говорил: «Знаю я ваши приемчики, вы сто процентов что-то готовите!» Но нам удалось выяснить, что после переговоров он возвращался на второй ряд кресел прямо за водителем. Это сыграло решающую роль при выработке стратегии штурма.

РАБОТАТЬ ДВУМЯ ГРУППАМИ
Тем временем штабом было принято решение — работать по автобусу двумя группами. Одна группа должна была заходить с борта грузовика, разбив стекла, другая — со стороны передней двери.
Виталий Демидкин:
— Важную роль в выработке стратегии штурма сыграл Сергей Владимирович Д. Мы, благодаря ему, выяснили, что по стеклу необходимо бить под определенным углом. Чтобы проникнуть на первый и второй ряды кресел, нужно было разбить первое после водительского окно, на третий и четвертый ряды — второе. По боевому расчету Сергей Владимирович шел на первый ряд, я — на второй, Константин Пеккер — на третий, Михаил Станиславович — на четвертый. Всего в грузовике было четыре пары сотрудников. Потренировались, доложили в штаб о готовности к штурму и получили добро на проведение операции.
Высокая ответственность лежала на водителе грузовика ЗИЛ-130 — сотруднику Управления «А» Виктору Матушкину предстояло притереть автомобиль со спецназовцами максимально близко к борту автобуса и остановиться в определенной точке. Чтобы помочь водителю выполнить этот маневр максимально точно, вместе с ним в кабине грузовика поехал Василий Верещак. Была и еще одна проблема — предстояло отвлечь внимание террориста от группы захвата. Эта задача была поставлена перед капитаном Мирошниченко.
Игорь Мирошниченко:
— Мне предстояла важная задача — при передаче очередной партии денег на время нейтрализовать террориста с помощью свето-шумовой гранаты. Бойцы из штурмовой группы мне сказали: кидай «Зарю», как только грузовик приблизится к автобусу на расстояние 30-35 метров. Сумка с долларами была достаточно большая, благодаря этому факту преступник и не видел, что у меня во второй руке находится граната. Террорист взял сумку и, открыв, стал пересчитывать деньги. Все произошло за считанные секунды. Боковым зрением вижу — грузовик накатывает и в это время раздается хлопок запала. Брошенная мной граната попала между бандитом и сумкой с деньгами. Преступник поднял голову, но сделать уже ничего не успел — раздался взрыв и ребята пошли.

Окончание читать – тут:
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: