Урок из книги "Зеленый помидор" или уроки нравственности для девушек 10-12 лет. Автор Марина Абрамов...
ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ! | 22.01.2018 в 21:15
Урок из книги "Зеленый помидор" или уроки нравственности для девушек 10-12 лет. Автор Марина Абрамова
УРОК 20. СКАЗКОТЕРАПИЯ - настрой на будущее 1. Ты любишь сказки? В нашей культуре принято детям читать и рассказывать сказки: это делают мамы, папы, бабушки и дедушки, старшие сестры (и даже братья!), воспитатели в детских садах и учителя в школах! Вспомни свои самые любимые сказки - о ком и о чем они? Как ты считаешь, почему сказкам уделяют так много внимания? Разве это не просто старинные небылицы, которые ничего сейчас не значат? !Сказки это не пустая болтовня – они задают образ суженого, отношение к препятствиям, дают образцы правильных поступков в той или иной ситуации Сказки к нам пришли из древности. Такой древней, что и не скажешь, откуда эти преданья старины глубокой взялись. Есть и придуманные современные сказки. Но какой бы ни была сказка, наш мозг подсознательно воспринимает и очень глубоко хранит эти образы, поэтому очень важно с умом выбирать сказки и уметь их анализировать. ! Скажи, ты бы хотела быть такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать? Никто не хочет превратиться в ведьму из сказки, но может случиться и так, что, сами того не желая, мы постепенно обретаем непривлекательные черты характера. Мы все носители сказочных образов, но какой из них оживёт в нас, зависит от нашей нравственности и благочестия. Кто-то постепенно превращается из Золушки в невесту принца, а кто-то становится с годами злой мачехой. ! Сказка может настолько глубоко впитаться в нас, что станет сценарием нашей жизни. Подумай, на какого сказочного героя ты сейчас похожа больше всего? 2. Давай проанализируем две, казалось бы, почти одинаковые сказки, но из разных источников: сказку А.С. Пушкина “О мёртвой царевне и о семи богатырях” и сказку братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах. Александр Сергеевич Пушкин справедливо считается величайшим русским поэтом и писателем, он основатель русского литературного языка. Мы с тобой знаем, что сказки Пушкина рождались из сказаний его няни Арины Родионовны, которая была большой мастерицей (впрочем, как и многие простые женщины, передававшие сказки и народные предания из уст в уста из поколения в поколение). Александр Пушкин переосмыслил народные сюжеты и многие из них облёк в стихотворную форму, точно выдержав при этом стиль русской народной сказки. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» в точности копирует сюжет немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Поэтому великого поэта часто обвиняют и в отсутствии воображения, и даже в плагиате. Действительно, сказка Гримм была написана в 1812 г., а пушкинская появилась только – в 1833-м. Но при всей похожести у этих сказок абсолютно различная нравственная подача. Давай проанализируем их сюжет. 3.Зачин в обеих сказках одинаковый: у царицы (или королевы) рождается ребенок – маленькая девочка поразительной красоты, вскоре после этого мать девочки скоропостижно умирает, и отец женится снова. Завязка вполне типичная для очень многих сказок и легенд. Хотя уже на этом этапе можно заметить некие важные мелочи. Внешность Белоснежки Внешность Белоснежки описана у братьев Гримм довольно подробно, мать перед ее рождением даже вслух «проговаривает» те черты внешности, которые она хотела бы видеть в будущем ребенке: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и черноволосый, как черное дерево!» Внешность Царевны А вот наружность Царевны Пушкиным нарисована довольно скупо: Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого ! Пушкин предлагает оценить, прежде всего, внутреннюю красоту, чистоту и доброе сердце главной героини, а не ее внешность. Зато образ мачехи в “Сказке о мёртвой царевне” способен вызвать восхищение: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла. В описании мачехи есть противоречие между ее внешней красотой и серьезными душевными изъянами: Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. Если у королевы из «Белоснежки» причиной ее падения служит непомерное тщеславие, то у царицы из пушкинской сказки - гордыня. Мы с тобой уже говорили, что гордыня - основа всех грехов. Слово «ломлива» означает притворство, рисовку, манерничанье, то есть неискренность, а, следовательно, ложь. Своенравие – это грубая манера обращения с людьми. Ну а ревность к всеобщей любви царевны постепенно превращается в зависть и доводит до преступления. Поступки царицы, как можно видеть, являются прямым следствием дурных страстей, склоняющих человека ко злу. И у Пушкина это показано очень точно. 4. Волшебное говорящее зеркальце есть также в обеих сказках. Но у Пушкина царица слышит от зеркальца роковые слова, «собираясь на девичник» по случаю обручения царевны. А королевич Елисей – спаситель и суженый героини – является ее нареченным женихом и связан с ней клятвами верности и любви с самого начала. Это важный момент! Что же делает злодейка, убедившись в превосходстве своей подопечной? В обеих сказках она ищет способ ее убить. Женщина и там, и там выбирает себе помощника: Помощник преступления в сказке Пушкина У Пушкина чернавка попросту оставляет царевну одну в лесу. Помощник преступления в сказке братьев Гримм Псарю или егерю королева велит принести ей вырезанные внутренние органы девушки. Вариант Пушкина нисколько не страдает от отсутствия таких кровавых подробностей, правда? 5. Особо важное различие в семи главных действующих лицах: в “Белоснежке” - это гномы, а в “Сказке о мёртвой царевне” - богатыри. ! Как ты думаешь, зачем Пушкин заменил гномов на богатырей? Гном (или карлик) – маленький человечек с длинной седой бородой традиционно являлся на Руси одним из образов злого духа, что воплощено в облике Черномора в поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Теперь, думаю, тебе понятно, почему пушкинскую царевну никак не могли спасать подобные персонажи. Сильные, могучие «румяные усачи» богатыри - это добрые герои, способные на подвиги, которые не могут совершать злые духи в силу своей злобности. Оказавшись в пустом домике гномов в отсутствие хозяев, Белоснежка действует следующим образом: «Белоснежка, которой очень и есть, и пить хотелось, отведала с каждой тарелочки овощей и хлеба и из каждой чарочки выпила по капельке вина, потому что она не хотела все отнять у одного. Затем, утомленная ходьбой, она пыталась прилечь на одну из кроваток; но ни одна не пришлась ей в меру; одна была слишком длинна, другая – слишком коротка, и только седьмая пришлась ей как раз впору. В ней она и улеглась, перекрестилась и заснула». ! Даже голодная и уставшая гостья не должна забывать о правилах этикета. Воспитанная девушка ничего не возьмет в чужом доме без разрешения. Пушкинская царевна стремится с порога «отплатить за приют», оказав живущим в доме людям услугу: Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась. Возвратившиеся домой богатыри узнают о присутствии постороннего в доме по тому, что кто-то навел порядок. А гномы - по тому, что кто-то ел от их стола. И Белоснежка, и царевна с усердием и удовольствием ведут хозяйство в своих новых пристанищах, что показывает их трудолюбие. Несмотря на то, что обе воспитаны в богатстве, они умеют хранить очаг. 6. В сказке Пушкина значимое место занимает искушение новым браком, когда богатыри сватаются за царевну. Она же честно и спокойно объявляет, что помолвлена с другим и может относиться к ним только как к братьям, поскольку ее любовь и верность принадлежат жениху. А что же богатыри? Они так же спокойно принимают этот ответ, хотя вряд ли их чувства от ее слов могли измениться. Но уважение к обязательствам и к нравственным нормам сильнее страсти. Юноши дают клятву больше никогда не возвращаться к этому вопросу. Соблазн преодолен обеими сторонами. Жених в сказке братьев Гримм В немецкой сказке принц просто проезжает мимо и, увидев Белоснежку в гробу, просит гномов отдать ему ее, а затем, когда слуги несут ее на плечах, один по случайности спотыкается, и отравленный кусок яблока вылетает у красавицы изо рта, после чего та оживает – а дальше свадьба. Жених в сказке А.С. Пушкина Образ Елисея несравненно полнее. Королевич отправляется искать невесту сразу же, как только узнает о ее пропаже, он долго скитается, безрезультатно расспрашивая о ней всех подряд. Но, несмотря на бесплодность своих попыток, он не прекращает поиски. Другими словами, возлюбленный героини не сделал практически ничего, чтобы ее завоевать – ему просто помог случай. Королевич принимает решение отыскать свою нареченную хотя бы для того, чтобы с ней попрощаться, чем доказывает свою отвагу, любовь и верность. В конце пушкинской сказки мачеха гибнет, но это занимает две строчки и воспринимается как справедливое воздаяние свыше, в отличие от пытки раскаленными башмаками в сказке братьев Гримм. 6. Александр Сергеевич сделал эту сказку русской по духу. Мы читаем ее, чтобы впитать в себя образы положительных героев, чтобы рассказать своим детям о чести, доблести, настоящей смелости искренней любви. Таким образом можно анализировать любую сказку - с точки зрения нравственности и народных устоев благочестия. Марина Абрамова Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу Домашнее задание. Прочти сказку Эльфики “Жасмин”, (найти можно в интернете) и сравни ее с “Золушкой” братьев Гримм. Задание выполни в Творческой тетради. Автор Марина Абрамова Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу ВНИМАНИЕ! При копировании текста обязательно ссылка на группу и автора. Текст и картинку использовать отдельно - запрещено. Художник Шитькова Инга специально для проекта нравственности "Василиса". Автор Марина Абрамова. Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|