ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ! | 22.01.2018 в 21:15
Урок из книги "Зеленый помидор" или уроки нравственности для девушек 10-12 лет. Автор Марина Абрамова

УРОК 20. СКАЗКОТЕРАПИЯ - настрой на будущее
1. Ты любишь сказки? В нашей культуре принято детям читать и рассказывать сказки: это делают мамы, папы, бабушки и дедушки, старшие сестры (и даже братья!), воспитатели в детских садах и учителя в школах! Вспомни свои самые любимые сказки - о ком и о чем они?
Как ты считаешь, почему сказкам уделяют так много внимания? Разве это не просто старинные небылицы, которые ничего сейчас не значат?
!Сказки это не пустая болтовня – они задают образ суженого, отношение к препятствиям, дают образцы правильных поступков в той или иной ситуации

Сказки к нам пришли из древности. Такой древней, что и не скажешь, откуда эти преданья старины глубокой взялись. Есть и придуманные современные сказки. Но какой бы ни была сказка, наш мозг подсознательно воспринимает и очень глубоко хранит эти образы, поэтому очень важно с умом выбирать сказки и уметь их анализировать.

! Скажи, ты бы хотела быть такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать?
Никто не хочет превратиться в ведьму из сказки, но может случиться и так, что, сами того не желая, мы постепенно обретаем непривлекательные черты характера. Мы все носители сказочных образов, но какой из них оживёт в нас, зависит от нашей нравственности и благочестия. Кто-то постепенно превращается из Золушки в невесту принца, а кто-то становится с годами злой мачехой.

! Сказка может настолько глубоко впитаться в нас, что станет сценарием нашей жизни. Подумай, на какого сказочного героя ты сейчас похожа больше всего?

2. Давай проанализируем две, казалось бы, почти одинаковые сказки, но из разных источников: сказку А.С. Пушкина “О мёртвой царевне и о семи богатырях” и сказку братьев Гримм о Белоснежке и семи гномах.
Александр Сергеевич Пушкин справедливо считается величайшим русским поэтом и писателем, он основатель русского литературного языка. Мы с тобой знаем, что сказки Пушкина рождались из сказаний его няни Арины Родионовны, которая была большой мастерицей (впрочем, как и многие простые женщины, передававшие сказки и народные предания из уст в уста из поколения в поколение).
Александр Пушкин переосмыслил народные сюжеты и многие из них облёк в стихотворную форму, точно выдержав при этом стиль русской народной сказки.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» в точности копирует сюжет немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Поэтому великого поэта часто обвиняют и в отсутствии воображения, и даже в плагиате. Действительно, сказка Гримм была написана в 1812 г., а пушкинская появилась только – в 1833-м. Но при всей похожести у этих сказок абсолютно различная нравственная подача. Давай проанализируем их сюжет.

3.Зачин в обеих сказках одинаковый: у царицы (или королевы) рождается ребенок – маленькая девочка поразительной красоты, вскоре после этого мать девочки скоропостижно умирает, и отец женится снова. Завязка вполне типичная для очень многих сказок и легенд. Хотя уже на этом этапе можно заметить некие важные мелочи.

Внешность Белоснежки
Внешность Белоснежки описана у братьев Гримм довольно подробно, мать перед ее рождением даже вслух «проговаривает» те черты внешности, которые она хотела бы видеть в будущем ребенке: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и черноволосый, как черное дерево!»

Внешность Царевны
А вот наружность Царевны Пушкиным нарисована довольно скупо:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого


! Пушкин предлагает оценить, прежде всего, внутреннюю красоту, чистоту и доброе сердце главной героини, а не ее внешность.
Зато образ мачехи в “Сказке о мёртвой царевне” способен вызвать восхищение:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
В описании мачехи есть противоречие между ее внешней красотой и серьезными душевными изъянами:
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Если у королевы из «Белоснежки» причиной ее падения служит непомерное тщеславие, то у царицы из пушкинской сказки - гордыня. Мы с тобой уже говорили, что гордыня - основа всех грехов.
Слово «ломлива» означает притворство, рисовку, манерничанье, то есть неискренность, а, следовательно, ложь. Своенравие – это грубая манера обращения с людьми. Ну а ревность к всеобщей любви царевны постепенно превращается в зависть и доводит до преступления. Поступки царицы, как можно видеть, являются прямым следствием дурных страстей, склоняющих человека ко злу. И у Пушкина это показано очень точно.
4. Волшебное говорящее зеркальце есть также в обеих сказках. Но у Пушкина царица слышит от зеркальца роковые слова, «собираясь на девичник» по случаю обручения царевны. А королевич Елисей – спаситель и суженый героини – является ее нареченным женихом и связан с ней клятвами верности и любви с самого начала. Это важный момент!
Что же делает злодейка, убедившись в превосходстве своей подопечной? В обеих сказках она ищет способ ее убить. Женщина и там, и там выбирает себе помощника:

Помощник преступления в сказке Пушкина
У Пушкина чернавка попросту оставляет царевну одну в лесу.
Помощник преступления в сказке братьев Гримм
Псарю или егерю королева велит принести ей вырезанные внутренние органы девушки.
Вариант Пушкина нисколько не страдает от отсутствия таких кровавых подробностей, правда?

5. Особо важное различие в семи главных действующих лицах: в “Белоснежке” - это гномы, а в “Сказке о мёртвой царевне” - богатыри.
! Как ты думаешь, зачем Пушкин заменил гномов на богатырей?
Гном (или карлик) – маленький человечек с длинной седой бородой традиционно являлся на Руси одним из образов злого духа, что воплощено в облике Черномора в поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Теперь, думаю, тебе понятно, почему пушкинскую царевну никак не могли спасать подобные персонажи. Сильные, могучие «румяные усачи» богатыри - это добрые герои, способные на подвиги, которые не могут совершать злые духи в силу своей злобности.
Оказавшись в пустом домике гномов в отсутствие хозяев, Белоснежка действует следующим образом:
«Белоснежка, которой очень и есть, и пить хотелось, отведала с каждой тарелочки овощей и хлеба и из каждой чарочки выпила по капельке вина, потому что она не хотела все отнять у одного. Затем, утомленная ходьбой, она пыталась прилечь на одну из кроваток; но ни одна не пришлась ей в меру; одна была слишком длинна, другая – слишком коротка, и только седьмая пришлась ей как раз впору. В ней она и улеглась, перекрестилась и заснула».
! Даже голодная и уставшая гостья не должна забывать о правилах этикета. Воспитанная девушка ничего не возьмет в чужом доме без разрешения.
Пушкинская царевна стремится с порога «отплатить за приют», оказав живущим в доме людям услугу:

Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Возвратившиеся домой богатыри узнают о присутствии постороннего в доме по тому, что кто-то навел порядок. А гномы - по тому, что кто-то ел от их стола.

И Белоснежка, и царевна с усердием и удовольствием ведут хозяйство в своих новых пристанищах, что показывает их трудолюбие. Несмотря на то, что обе воспитаны в богатстве, они умеют хранить очаг.

6. В сказке Пушкина значимое место занимает искушение новым браком, когда богатыри сватаются за царевну. Она же честно и спокойно объявляет, что помолвлена с другим и может относиться к ним только как к братьям, поскольку ее любовь и верность принадлежат жениху.

А что же богатыри? Они так же спокойно принимают этот ответ, хотя вряд ли их чувства от ее слов могли измениться. Но уважение к обязательствам и к нравственным нормам сильнее страсти. Юноши дают клятву больше никогда не возвращаться к этому вопросу. Соблазн преодолен обеими сторонами.

Жених в сказке братьев Гримм
В немецкой сказке принц просто проезжает мимо и, увидев Белоснежку в гробу, просит гномов отдать ему ее, а затем, когда слуги несут ее на плечах, один по случайности спотыкается, и отравленный кусок яблока вылетает у красавицы изо рта, после чего та оживает – а дальше свадьба.
Жених в сказке А.С. Пушкина
Образ Елисея несравненно полнее. Королевич отправляется искать невесту сразу же, как только узнает о ее пропаже, он долго скитается, безрезультатно расспрашивая о ней всех подряд.
Но, несмотря на бесплодность своих попыток, он не прекращает поиски.
Другими словами, возлюбленный героини не сделал практически ничего, чтобы ее завоевать – ему просто помог случай.
Королевич принимает решение отыскать свою нареченную хотя бы для того, чтобы с ней попрощаться, чем доказывает свою отвагу, любовь и верность.

В конце пушкинской сказки мачеха гибнет, но это занимает две строчки и воспринимается как справедливое воздаяние свыше, в отличие от пытки раскаленными башмаками в сказке братьев Гримм.

6. Александр Сергеевич сделал эту сказку русской по духу. Мы читаем ее, чтобы впитать в себя образы положительных героев, чтобы рассказать своим детям о чести, доблести, настоящей смелости искренней любви.

Таким образом можно анализировать любую сказку - с точки зрения нравственности и народных устоев благочестия.
Марина Абрамова
Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу

Домашнее задание. Прочти сказку Эльфики “Жасмин”, (найти можно в интернете) и сравни ее с “Золушкой” братьев Гримм. Задание выполни в Творческой тетради.
Автор Марина Абрамова
Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу

ВНИМАНИЕ! При копировании текста обязательно ссылка на группу и автора. Текст и картинку использовать отдельно - запрещено.
Художник Шитькова Инга специально для проекта нравственности "Василиса". Автор Марина Абрамова.
Приобрести книгу можно, написав сообщения в группу
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: