Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ» | 20.01.2018 в 16:57
СПЕЦНАЗ БЕЛОЙ РУСИ. Группа «Альфа» КГБ Республики Беларусь
Автор: Анна Ширяева

Одним из тех, кто стоял у истоков создания подразделения антитеррора в Беларуси, является генерал-майор запаса Юрий Бородич. В разные годы он не только был командиром Группы «А», но также возглавлял Службу безопасности Президента Республики Беларусь и Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо».

УРОВЕНЬ КЛАССА «А»
— Чем является белорусская «Альфа» в системе государственной безопасности Республики Беларусь? Юрий Фёдорович, охарактеризуйте, пожалуйста, ее роль и значение в силовом блоке Беларуси.
— С самого начала, когда двадцать пять лет назад подразделение только создавалось, оно подчинялось напрямую Москве и входило в состав Седьмого управления КГБ СССР с дислокацией в городе Минске. В настоящее время оно на правах самостоятельного подразделения входит в структуру Комитета государственной безопасности Республики Беларусь.
За время, прошедшее с момента создания Группы, произошло немало изменений. Подразделение развивалось по всем направлениям своей профессиональной деятельности. Вырос и уровень задач, которые стоят перед «Альфой».
— Насколько подразделение оснащено спецтехникой, современным специальным оружием? Располагает ли оно современной базой?
— В прошлом году на годовщину белорусской «Альфы» бывшие командиры с группой ветеранов побывали в самом подразделении, где нам было детально рассказано о его жизни, как оно обеспечено и оснащено. Меня приятно удивило увиденное — по сравнению с тем, с чего нам приходилось начинать, современные условия просто «небо и земля».
Прибыл на эту встречу наш первый командир Александр Михайлович Лопанов, который, как никто другой, смог оценить и порадоваться успехам Группы за прошедшие двадцать пять лет. В плане оснащения подразделение имеет самое современное снаряжение, спецтехнику и транспорт.

РОДОМ ИЗ «НАБАТА»
— Давайте вспомним, с чего начиналась Минская «Альфа» в 1990-м году?
— Закат эры Советского Союза сопровождался стремительным нарастанием угрозы терроризма. Новые вызовы времени заставили руководство КГБ СССР принять решение о создании республиканских и региональных отделений. 3 марта 1990-го года был подписан приказ о создании отделений в Минске, Киеве, Алма-Ате, Краснодаре и Свердловске.
Первым командиром нашего подразделения был назначен Александр Михайлович Лопанов, человек с огромным жизненным и боевым опытом. Ему, офицеру-«афганцу», было поручено создание минского подразделения. В Москве работу курировал и оказывал нам всяческую поддержку Михаил Васильевич Головатов. Считаю, что такое решение было абсолютно оправданным. Ведь подобного опыта у нас в Беларуси не было.
Без помощи Александра Лопанова начинать было бы очень сложно. Мы все глубоко благодарны и признательны ему за тот вклад, который он внес в создание Группы «А» в Республике Беларусь.
— Юрий Фёдорович, а как лично Вы оказались в подразделении?
— До марта 1990-го года я служил в одном из оперативных подразделений КГБ. В системе Комитета госбезопасности Белоруссии в то время действовала внештатная группа «Набат», занимавшаяся решением задач по противодействию захвату и угону воздушных судов. Я также состоял в этой группе, где мы проходили специальную подготовку.
После принятия решения о создании отделения Группы «А» в Минске сюда, к нам, прибыл из Москвы ряд руководителей московской «Альфы» и началась работа по подбору кадров и, прежде всего, из числа членов группы «Набат». Так и я попал в поле зрения отборочной комиссии.
К кандидатам предъявлялись определенные требования, в том числе к высокому уровню физической подготовки. Окончательное решение о приеме кандидата принималось в Москве по предложению Александра Лопанова.
Так я оказался в первой группе кандидатов, подготовленной к зачислению. Мандатная комиссия проходила в Москве на Лубянке 22 июня 1990 года. Возглавлял комиссию начальник Седьмого управления генерал-лейтенант Евгений Расщепов. В ее состав входили Герои Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев, Виктор Фёдорович Карпухин, а также другие известные профессионалы. Проводились индивидуальные беседы с каждым кандидатом, и уже после этого комиссия принимала решение о зачислении.
Не скрою, все мы сильно волновались. К тому же, так получилось, что на комиссию я шел первым. Очень хотелось попасть в подразделение, ведь в этом случае перед молодым офицером открывались широкие возможности для самореализации — поэтому мы все стремились показать себя с лучшей стороны. В итоге комиссия вынесла положительное решение по всем десяти отобранным кандидатам.
Как я уже говорил, основной костяк Минской «Альфы» составляли сотрудники, уже знавшие друг друга по группе «Набат». В определенной степени это способствовало формированию подразделения.

ПОСЛЕ «СОЮЗА НЕРУШИМЫХ…»
— Как Вы восприняли, пережили развал СССР? Ведь тогда сложилась принципиально другая ситуация. Были ли какие-то принципиальные различия между подразделением, существовавшим в рамках союзной «Альфы» и подразделением новым, в формате КГБ Республики Беларусь?
— Беловежскими соглашениями оформлен распад державы, повлекший за собой нестабильность, инфляцию. До сих пор испытываю определенную ностальгию по Советскому Союзу, все мы родились и жили в огромной великой стране. Сейчас жизнь не стоит на месте, активно протекают интеграционные процессы, укрепляется сотрудничество России и Беларуси в рамках Единого экономического пространства.
Несомненно, что наши отношения будут углубляться и развиваться, ведь мы говорим на одном языке и нас связывает общая история, в этом году мы вместе будем праздновать 70-летие Великой Победы. В отличие от ряда других стран мы не занимаемся переписыванием истории. В Беларуси свято чтут память павших в годы Великой Отечественной войны. Ведь в Беларуси погиб каждый третий житель.
Если же говорить о подразделении «А», то, как уже отмечалось выше, отличия на сегодняшний день очень существенные. Все они касаются, прежде всего уровня оснащенности и подготовленности его сотрудников, которые на данный момент более высокие, чем в свою бытность региональным подразделением советской «Альфы». Другим важнейшим отличием являются внешние условия. Современной белорусской «Альфе» приходится действовать в иных условиях, которые характеризуются возрастанием террористической угрозы в мире.
— Как и когда Вы стали командиром белорусской «Альфы»? Чем вообще характеризовался этот период и чем подразделение занималось в это время?
— По предложению Александра Лопанова я был назначен сначала помощником командира, затем заместителем командира. После того, как было принято решение о возвращении Александра Михайловича в Москву, руководство Комитета (председателем в то время был Ширковский Эдуард Иванович) назначило меня командиром.
Время это было неспокойным, сложным. Рушились связи между республиками, сложная экономическая ситуация, высокий уровень инфляции. Вместе со всей страной «Альфа» переживала тогда непростой период.

РАБОТА С ПРЕЗИДЕНТОМ
— Когда Вы были назначены начальником Службы безопасности Президента? И как Вы восприняли это предложение? Какие обязанности были у Вас на новом поприще?
— 4 мая 1995 года Александр Григорьевич Лукашенко назначил меня начальником Службы Безопасности Президента. На тот момент это ведомство было только-только создано (до этого существовала Служба охраны при Президенте Республики Беларусь — Ред.), поэтому отстраивать его предстояло фактически «с нуля». Ведь до этого в Белоруссии не было самостоятельной силовой структуры, которая бы занималась вопросами обеспечения безопасности Главы государства и других охраняемых лиц.
Александр Лукашенко поставил задачу создать высокопрофессиональную Службу. До этого в компетенцию «Альфы» уже входило обеспечение безопасности Президента Республики Беларусь. С принятием этого решения начался новый этап моей жизни, впереди встали новые задачи.

Окончание читать – тут:
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: