Николай Стариков :: официальная страница | 19.01.2018 в 17:20
Аул - Кассиопея: В Карачаево-Черкесии пенсионер построил для детей обсерваторию

Источник
В Карачаево-Черкесии есть аул Псаучье-Дахе, что в переводе с черкесского означает "Красивая Жизнь". В нем всего лишь 600 дворов, и каждый житель горного селения знает, где живет Газраил Кедакоев, и готов проводить к его дому. Учитель-пенсионер - местная знаменитость: в 79 лет он собственными силами построил обсерваторию с двумя телескопами, чтобы наблюдать за звездами и учить местных ребятишек астрономии.
- Соседи сперва думали, что я строю домашнюю мечеть, и только позже узнали, что это будет обсерватория, - улыбаясь, рассказывает Газраил Рамазанович. - Многие не понимали, зачем я это делаю и почему трачу последние деньги. Как же им объяснить, что обсерватория - это моя детская мечта и цель, к которой стремился всю жизнь?

По его признанию, астрономией он заболел в детстве, когда ему в руки попала книга известного ученого Воронцова-Вельяминова "Очерки о Вселенной".
- Прочитал я эту книжку и как будто заболел, начал искать другую литературу, много читал, потом загорелся идеей самому построить телескоп.

Однако это было только начало. После окончания школы и службы в армии Газраил должен был стать опорой большой семье из девяти человек, поэтому поступил в сельскохозяйственный вуз. Но не лежало у него сердце к животноводству, и он перевелся на физико-математический факультет. Вернулся в родной аул и стал учителем. 45 лет он преподавал физику, математику и, конечно, любимую астрономию.

В далеком 1966 году загорелся идеей создать в школе астрономический кружок, а для этого нужен телескоп, пусть даже самый простой.

- Первым делом написал во все известные мне обсерватории Союза. Через год откликнулся знаменитый ученый академик Виктор Амбарцумян. Он распорядился выделить один телескоп для нашего кружка. Телескоп я забирал лично и с его помощью учил ребятишек. Теперь телескоп хранится у меня дома: с тех пор как астрономию исключили из образовательной программы, школе он стал не нужен. Но доступен каждому, кто неравнодушен к небу и звездам, - рассказывает астроном-любитель.

Газраил Рамазанович очень переживает, что астрономию как обязательный предмет исключили из школьной программы:
- Как же так: среднее образование у человека есть, а он ничего не знает о строении Вселенной и о звездном небе? Это ненормально. Тем более что в нашей "астрономической" республике, где построено несколько крупнейших в Европе телескопов - Большой азимутальный, радиоантенный РАТАН-600, телескопы МГУ и военная станция для слежения за ближним космосом - сам бог велел детям интересоваться звездами. Я не жалею, что не стал профессиональным астрономом. Когда был в Армении, мне предлагали остаться и работать, но я отказался. Мне хотелось учить своих, аульских ребятишек. К тому же я уже знал, что когда-нибудь построю свой телескоп. И вот этот час наступил. Выйдя на пенсию, подумал: ну вот, дом построил, пятерых детей вырастил, а мечту детства так и не исполнил...

Из деталей для телескопа у Кедакоева было только зеркало диаметром 320 миллиметров - его он заказал в Симферопольском обществе любителей астрономии, а затем, соблюдая все меры предосторожности, вез домой.

- Затем потребовалась труба для телескопа - сталь не годилась, так как конструкция получалась очень тяжелой и громоздкой, - рассказывает Кедакоев. - Случайно увидел негожую алюминиевую флягу для молока и решил ее использовать. Оказалось, подходит. Насобирал в ауле прохудившихся фляг: дно отрезал, верх отрезал, остальное склепал, отрихтовал, получилась легкая и прочная основа. Назвал свое творение ТСН-320 - телескоп системы Ньютона, диаметр зеркала 320 миллиметров.

А потом началась "стройка века". С момента закладки фундамента до полной установки телескопа прошло больше двух лет. Ведь здание должно быть строго ориентировано на Солнце и иметь привязку к звездному небу. Целую неделю звездочет потратил на то, чтобы определить меридиан. Потом линию прочертил и фундамент строил по меридиану. Ночами напролет просиживал над чертежами, многократно перепроверял каждый миллиметр в схемах.

- И вот мечта свершилась. Я могу вести наблюдения, следить за кометами и летом встречать рассвет. Двери обсерватории всегда открыты. Очень рад, когда дети интересуются астрономией, и я просто обязан им помочь, разве можно отказывать в знаниях, - с гордостью говорит Газраил Рамазанович.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: