
От зачистки – к выборам. 5 главных факторов, которые будут определять украинскую политику в 2018 год...
![]()
От зачистки – к выборам. 5 главных факторов, которые будут определять украинскую политику в 2018 году
В Украине закончилась праздничная половина января. Уже завтра на свое заседание соберется Верховная Рада, дав старт новому политическому году. Что он несет стране и людям, мы решили разобраться, обозначив главные факторы, которые будут влиять на украинскую политику в ближайшие 12 месяцев. 1. Фактор выборов Президент Порошенко очень хочет переизбраться на второй срок. Однако есть немало внешних и внутренних сил, которые не желают этого допустить. Как мы писали в итогах прошедшего года, важной целью для Администрации президента Петра Порошенко была зачистка политического поля ради контролируемого голосования и победы на выборах. Как это получилось у Кучмы в 1999 году (до сих пор, кстати, единственный в украинской истории пример успешного переизбрания действующего президента). Однако, по большей части, эта работа провалилась. Символом беспомощности Банковой стала история с Михаилом Саакашвили, который, как будто издеваясь, сначала самовольно перешел границу, потом самовольно поставил свой палаточный городок у Рады, потом самовольно вышел на свободу после задержания, а когда его задержали во второй раз, суд его просто выпустил на волю без всяких обязательств. И хотя усилиями властей акции протеста Михо удалось в значительной степени маргинализировать, сам по себе факт того, что Саакашвили до сих пор гуляет на свободе, а его лагерь стоит в центре Киева, является сигналом для элит, что Банковая отнюдь не все в стране контролирует. Не удалось президенту и умерить влияние главы МВД Арсена Авакова. Последний остается значимой и самостоятельной политической фигурой, которая "себе на уме". А вместе с ним "себе на уме" и "Народный фронт", лояльность которого к Петру Порошенко под большим вопросом. Впрочем, неудачи 2017 года не означают, что в году нынешнем Порошенко откажется от попыток выстроить под себя все политическое поле страны. Уже сейчас просматривается несколько направлений. Первое направление – технологическое. Максимальное дробление оппозиционных сил, чтобы вывести во второй тур наиболее удобную для президента фигуру (чаще всего в качестве таковой называется Олег Ляшко). Дискредитация Юлии Тимошенко как основного соперника на выборах. "Кадры с Тимошенко на встрече с Путиным в новогоднем поздравлении президента демонстрируют, как велико раздражение гаранта по поводу Юлии Владимировны и кого в АП видят основным политическим соперником", – полагает политолог Андрей Золотарев. Что касается различных партий, ориентированных на юго-восток, то к ним отношение двоякое. Если политические силы, представляющие этот лагерь, смогут выставить единого кандидата, то с большой вероятностью он выйдет во второй тур. С одной стороны, согласно распространенному среди политтехнологов мнению, для Порошенко как раз выгодно встретиться там с представителем "восточного" политического лагеря, чтобы консолидировать против него электорат Майдана. С другой стороны, если такой кандидат мобилизует своего избирателя, а также заручится поддержкой крупнейших телеканалов, то он, хотя и с большим трудом, но способен победить. Кроме того, есть риск, что Порошенко может вообще не выйти во второй тур, куда попадет "восточный" претендент и, к примеру, Тимошенко. Поэтому, скорее всего, АП будет вести работу по расколу и этого лагеря, чтобы от него на выборы пошло два-три кандидата и не один из них не пробился во второй тур. Кроме того, его представителей продолжат терзать уголовными делами и постоянными обвинениями в "работе на Москву". Также будут наноситься удары по еврооптимистам и Михо. "В отношении Лещенко и компании сохранится тренд 2017 года – загонять в маргинес через огульную критику со стороны лояльных комментаторов и блогеров и дальнейшую дискредитацию. Михо будут и дальше карикатуризировать. Хотя в отношении этого лагеря, в отличие от партий юго-востока, Банковая будет избегать радикальных мер. Западу они не понравятся", – комментирует Золотарев. В отношении "попутчиков" ("Народный фронт", а также региональные элиты – в первую очередь мэр Харькова Кернес и мэр Одессы Труханов) президент и его команда будут пытаться использовать метод кнута и пряника. С одной стороны – экономические и прочие преференции в качестве платы за лояльность, с другой – подвешивание за уголовные дела. Впрочем, такая тактика может вызвать в ответ раздражение и иметь не совсем те последствия, на которые рассчитывает Банковая. Второе направление – идеологическое. Уже первые дни 2018 года показали, что власти активно пытаются "разогреть" ситуацию по прежним линиям раскола общества. Религия, национализм, русский язык, история, Донбасс, Россия – по этим темам будет предложено украинцам спорить друг с другом и не слишком задумываться о коррупции и социально-экономических проблемах. Для пущего эффекта уже активно привлекаются радикальные организации. Если последние несколько лет силовые структуры их пытались каким-то образом урезонить, чтоб "не портить картинку для Европы", то теперь им, видимо, дан карт-бланш. В итоге, с их стороны уже звучат призывы к внесудебным расправам. А пример с атакой на УПЦ, когда вслед за акцией С14 тут же против священников возбудили уголовное дело СБУ и прокуратура, показывают, что радикалы действуют в тесной связке с властями. Правда, это довольно опасная игра, так как националисты представляют угрозу и для Порошенко и Ко, а педалирование конфликтных тем (особенно религиозных) может дестабилизировать ситуацию в стране. Третье направление – медийное. Властям, к настоящему времени, удается удерживать под контролем телеканалы и другие крупнейшие СМИ. Однако это контроль опосредованный – через договоренности с собственниками. К выборам Банковая попытается поставить как минимум один-два крупных телеканала под свой прямой контроль. Хотя трудно сказать, насколько эта попытка будет успешной. Сопротивление здесь будет оказано жесткое. В целом попытки властей зачистить политическое пространство накануне выборов будут упираться, как и в прошлом году, в отсутствие как политического ресурса (низкая популярность Порошенко), так и административного (развал вертикали власти, деморализация правоохранительной системы, саботаж на всех уровнях). А также в давление Запада (о нем ниже). Между тем оппозиция разобщена и, как показали акции Саакашвили, пока не в состоянии организовать "третий Майдан". Поэтому она уже готовится не к новым митингам, а к выборам, на которых и рассчитывает на победу. А до того будет дискредитировать Порошенко, используя все доступные для этого средства. В ослаблении президента также заинтересован широкий круг влиятельных лиц, начиная от олигарха Коломойского (который хочет принудить власть отказаться от претензий по долгам перед ПриватБанком) и заканчивая "Народным фронтом", который все-таки намерен убедить Порошенко согласиться на реформу Конституции. При этом отсутствие у власти возможностей и решимости для наведения порядка в стране будет и дальше провоцировать различных деятелей, у которых имеется силовых ресурс, становиться "альтернативной властью", игнорировать законы и предписания официальных органов. С учетом обострения политической борьбы накануне выборов это может еще более ослабить управляемость ситуацией в государстве (и без того невысокую). В условиях тотального бардака и недоверия к политикам из всех лагерей в течение года продолжат обсуждаться "новые лица". Например – Святослав Вакарчук и Владимир Зеленский. Но до сих пор непонятно – будет ли у них достаточно ресурса поддержки и мотивации, чтобы заняться политикой всерьез и надолго. 2. Фактор Запада С 2014 года, в силу известных причин, влияние Запада на процессы, которые происходят внутри страны, стало определяющим. И именно это на данный момент является одним из главных факторов, который рушит всю стратегию Порошенко по организации контролируемых выборов. Отношение США и ЕС к украинской власти противоречивое. С одной стороны, Запад не может признать, что нынешние правители в Киеве довели страну до ручки (так как сам Запад и благословлял проводимые ими реформы). С другой стороны, повальная коррупция и неэффективность управления раздражают США и ЕС все больше. Поэтому, к настоящему моменту, концепт, который продвигают с Запада, вырисовывается следующий: Украина добилась действительно больших успехов в реформах, появился новый класс управленцев, однако дальнейшему движению вперед мешают коррупция и старые элиты, которые должны либо довести до конца реформы (создать Антикоррупционный суд, дать нормально работать НАБУ, открыть рынок земли и прочее), либо уступить место прогрессивным силам. Пока, правда, непонятно, насколько США и ЕС будут решительны в постановке вопроса. Вал публикаций, который идет на эту тему на Западе, зашкаливает. Но в украинской власти питают надежды, что Вашингтон в силу многих причин не станет серьезно влазить в украинские дела. "Застрельщиками этой кампании являются ряд дипломатов западных посольств, которые связаны с еврооптимистами, а также Джордж Сорос. То есть это пока не игра руководства глобального Запада, а усилия отдельных лоббистов", – сказал "Стране" один из близких к Банковой политтехнологов. Насколько такая оценка верна – вопрос спорный. Прошлый год показал, что у Запада появился как минимум один инструмент влияния – НАБУ, которое возбуждало уголовные дела против окружения Порошенко, лидеров "Народного фронта" и сына Авакова. И попытки властей усмирить Бюро быстро и жестко пресекались западными партнерами. Важным тестом на отношение США и ЕС к украинской власти станет эпопея с Антикоррупционным судом, создание которого Порошенко, как уже очевидно, хочет саботировать. "Создать Антикоррупционный суд Запад уже требует без дипломатических экивоков. АП в союзе с "фронтовиками" пока сопротивляется. Посмотрим, насколько жестко Запад поставит вопрос. Либо он пустит ситуацию на самотек", – комментирует политолог Руслан Бортник. В то же время пока у США и ЕС нет своего крупного политического проекта в Украине, на который могли бы поменять нынешнюю украинскую власть. В качестве "кандидата Запада" называют Святослава Вакарчука (его раскрутку также связывают с упомянутым выше Соросом), реже – Артема Сытника. Но пока перспективы по обоим туманные. Как бы там ни было, фактор Запада и его постоянного давления не дает Порошенко поставить себя "царем горы" и задавить своих оппонентов. Время от времени ему показательно дают по рукам. 3. Фактор Конституции Проблемы с зачисткой политического пространства и очевидные проблемы с переизбранием Порошенко на второй срок актуализируют вопрос об изменениях в Конституцию. Мы уже неоднократно писали об идее конституционной реформы, подразумевающей переход к де-факто парламентской форме правления, когда президенту оставляют минимум полномочий при сильном парламенте и главе правительства. Порошенко весь прошлый год уговаривали на этот вариант и "Народный фронт", и даже некоторые представители его окружения. Но им всем президент сказал публично "нет" во время своего послания к парламенту в сентябре 2017 года. С тех пор, однако, произошло много событий. И позор с Саакашвили, и накат со стороны Запада, и многое другое, что могло навести главу государства на мысль о необходимости конституционной реформы, которая помножила бы на ноль пост президента, чтобы его полномочия не достались конкурентам. Технически с реформой проблем не будет. Большинство парламентских сил ее поддерживает. Проблема лишь в позиции Порошенко, который до сих пор не хочет упускать власть из рук. "Но Порошенко – человек прагматичный, – говорит один из близко знающих его людей. – Если он придет к выводу, что риск проиграть выборы для него слишком велик, он не будет рисковать и воевать. А конституционная реформа – наиболее комфортный для всех способ трансфера власти". 4. Фактор Донбасса Большинство прогнозов экспертов, связанных с минским переговорным процессом, сводится к тому, что в следующем году никаких прорывов не будет. Как в плохом, так и в хорошем смысле этого слова. Позиции США и России, как зафиксировали последние переговоры Волкера и Суркова, очень различны. Запад подталкивает Москву к капитуляции по "донецкому" вопросу – то есть полностью покинуть регион, передать контроль над границей, после чего, с большой долей вероятности, будет проведена зачистка "республик" (или, по крайней мере, сделана такая попытка). Россия на это идти не хочет. Позиция Кремля сейчас состоит в том, что он готов поспособствовать реинтеграции "ДНР" и "ЛНР" в состав Украины, но только на условиях предоставления им в Конституции особого статуса, который включал бы в себя и собственную "народную милицию" (читай нынешнюю "армию" сепаратистов), и суды, и прокуратуру. Все это записано в уже принятом Радой законе об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донбасса, но до сих пор в силу не вступило, так как не проведены местные выборы. В то же время "политическую" часть Минских соглашений не готовы выполнять украинские власти. На это и делает упор Москва, говоря о том, что раз такое дело, то нужно отложить вопрос до тех времен, пока власть в Киеве не поменяется и не придут люди, которые будут в состоянии ее выполнить. В таких условиях вопрос по Донбассу закономерно подвиснет до выборов в Украине. Хотя это и не исключает некоторых "примирительных" подвижек вроде продолжения обмена пленными. На неподконтрольном Донбассе продолжится процесс его медленной интеграции в Россию. Отобранные у украинских собственников предприятия постепенно будут включаться в производственные и торговые цепочки в российской экономике. Кроме того, на осень 2018 года в "республиках" намечены "выборы глав". Ходят невнятные слухи, что под них могут провести объединение "ДНР" и "ЛНР", чтобы оптимизировать вопрос их управления. Ситуацию, безусловно, может взорвать решение либо Киева (при согласии США), либо Москвы "разморозить" ситуацию силовым способом. Например, в случае некоего катастрофического ухудшения отношений России с Западом. Но пока вероятность этого видится не очень большой в перспективе ближайшего года. Хотя, ближе к выборам, временного обострения исключать нельзя. "Тема войны на Донбассе очень удобна властям для атаки на любую оппозиционную активность. Мол, некие силы – чуть ли не враги народа – пробуют "раскачать" ситуацию. По мере приближения выборов к этим тезисам будут прибегать все чаще", – комментирует Руслан Бортник. 5. Фактор России Вопреки расхожему утверждению о том, что за любым событием у нас скрывается "рука Москвы", в реальности в последние годы Кремли вел себя достаточно пассивно на политическом поле в Украине. "С одной стороны, это происходило по объективным причинам: после Крыма и войны на Донбассе Россия потеряла большинство своих рычагов влияния на внутреннюю украинскую политику. Причем как легальных, так и теневых, – говорит источник в дипломатических кругах. – С другой стороны, после неудавшейся "Русской весны" 2014 года Кремль не видел для себя в Украине большой игры, способной изменить ситуацию, и в которую можно было бы результативно "вписаться". Первая половина текущего года пройдет в РФ под знаком выборов президента и Чемпионата мира по футболу. И в этот период вряд ли мы увидим гиперактивность Кремля на украинском направлении (если только не произойдет каких-то форс-мажоров). А вот дальше, по мере приближения к выборам в Украине, возможны различные сценарии. "Не исключено, что Москва примется активно влиять на внутриукраинские процессы. Вопрос – каким образом и с какими последствиями", – прогнозирует политолог Михаил Погребинский. У России, несмотря на сузившееся поле возможностей, есть некоторые варианты действий. Например, она может использовать свое влияние, чтобы побудить партии, ориентирующиеся на юго-восток, договориться и выставить единого кандидата на выборах президента. Как уже писалось выше, если такой кандидат появится, то, скорее всего, он выйдет во второй тур выборов (в противном случае, с вероятностью, близкой к 100 процентам, не выходит). Во втором туре этому кандидату, безусловно, будет сложно (хотя, при определеных условиях, возможно) одержать победу без голосов Крыма и части Донбасса. Но даже в случае поражения его результат станет базой для успеха на парламентских выборах, после которых соответствующая полит Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|