
МНЕНИЕ: Местечковый тоталитаризм(Автор: Константин Кеворкян)Бывало, в пылу спора мы называем оппонен...
![]()
МНЕНИЕ: Местечковый тоталитаризм
(Автор: Константин Кеворкян) Бывало, в пылу спора мы называем оппонента "фашистом" даже не задумываясь над смыслом слова, но стараясь уязвить противника посильнее, вкладывая в это понятие самое отвратительное и ужасное, что есть в нашей памяти. Между тем, фашизм - в изначальном значении слова - это вполне легальное политическое движение, пришедшее к власти в начале 20-х годов прошлого века в Италии, признанное в те годы всем "цивилизованным миром", как был признан и рукопожатен его лидер - Бенито Муссолини. Из итальянского фашизма истекает и первоначальное понятие "тоталитаризма". Термин stato totalitario впервые появился в 1923 году в статьях итальянского политика Джованни Амендолы для критической характеристики фашистского режима Муссолини. Амендолу впоследствии фашистские молодчики избили до смерти, а вот его неологизм прижился. Более того, слово "тоталитаризм" начали активно популяризировать сами итальянские фашисты, только переиначив его значение уже в позитивном смысле. Тоталитаризм, в понимании фашистских идеологов (например, Джованни Джентиле) подразумевал тотальное обьединение всей нации вокруг общей идеи и для достижения общих целей под единым руководством государства. Муссолини в статье "Доктрина фашизма" указывал, что ценность и миссия государства при фашизме превыше всего. Фашизм, согласно "Доктрине", тоталитарен и только фашистское государство истолковывает, развивает и осуществляет всю человеческую деятельность. Особо оговаривалось, что фашизм есть непримиримый враг либерализма и пацифизма. Любопытно также, что Муссолини и Джентиле полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего явится обязательная эволюция человеческого общества в сторону тоталитаризма. Но вернёмся в начало 20-х годов, к истокам и классике фашизма. Одним из его первых восторженных иностранных почитателей стал украинский эмигрант Дмитрий Донцов - будущий духовный отец Бандеры, Шухевича и прочих оуновцев, которых сегодня в Украине почитают за "героев нации". Донцов стал популяризатором фашистских идей среди украинских националистов. Уже в 1922 году в статье "Поетка українського рісорджімента" ("Поэтесса украинского Рисорджименто") он проводит положительные параллели между творчеством Леси Украинки и современным ему фашизмом. С 1923 года самого Донцова и его единомышленников окружающие начали именовать фашистами. Ответно в донцовском альманахе "Заграва" в редакционной статье "Чи ми фашисти?" критики движения получили резкую отповедь: "Не уважаємо фашизму за щось злого. Навпаки!" ("Не считаем фашизм за что-то плохое. Наоборот!"). В статье «Агонія однієї доктрини», полемизируя с харьковской газетой "Вістi" Донцов подчёркивает, что принимает в качестве самоназвания своего движения фашизм и использует его "з браку иншої (назви), яка так добре відгороджувала би думки, розвинені тут, від комунізму з одної сторони, а з другої – від старого драгоманівсько-українофільського лібералізму..." Таким образом, и сам Донцов отнюдь не возражает против определения собственной идеологии как фашистской. Мол, просто "слова подходящего ещё нет". Благо, вскоре подоспели гитлеровские "наработки" и дали Донцову как новые слова, так и новый импульс для национал-размышлений. Основной труд труд Донцова, "библия" современного украинского национализма, которая так и называется "Национализм", насквозь пропитан фашистскими тоталитарными идеями и описывает возможное применение опыта фашизма в создании диктаторского украинского государства. Своего местечкового фюрера охотно поддерживали и другие идеологи ОУН. Например, Михаил Подоляк характеризовал идеологию ОУН как «революційний, тоталітарний і авторитарний націоналізм», а Николай Сциборский в своём проекте конституции Украины (осень 1939 г.) в первой же статье указывает, что «Україна є суверенною, авторитарною, тоталітарною, професійно-становою державою…» Позаимствовав у фашистов термин "тоталитаризм", украинские националисты (как и немецкие национал-социалисты) вкладывали в него исключительно позитивный смысл. Из того же "чистого и незамутненного" источника ОУН причерпула вождизм, основы своей иерархии, многие символы и ритуалы, которые до сих пор используются в среде украинских националистов. При этом вся суть донцовско-бандеровского учения изначально противоречит любым либеральным устремления украинской интеллигенции. Недаром Донцов с такой злобой относился к Драгоманову или Грушевскому. А либералы, в свою очередь, отвечали фашисту Донцову нескрываемым презрением. "Ослом нашей революции" назвал его Винниченко, а Ефремов величал "грустным выродком нашего выкрученного времени". Но именно бандеровские выкормыши Донцова заявили о себе как наиболее организованная и людоедская сила украинского национализма - и во время Великой Отечественной войны, и в нынешние дни, когда наследники Донцова-Бандеры вплотную приблизились к рычагам государственного управления. Тот же спикер парламента Андрей Парубий не просто рядовой националист, но ещё с начала 90-х годов соучредитель и активный член Социал-Национальной партии, заявленной наследницы штурмовых отрядов ОУН. «Я выходец из семьи, которая имеет крепкие национально-патриотические традиции... Старшие братья отца — активные участники национально-освободительного движения, были членами ОУН, воинами УПА», — заявляет Парубий. И подобных ему деятелей множество. Эти силы являются прямыми продолжателями идеологии донцовского фашизма, и когда мы говорим, что идёт борьба с фашизмом, мы должны понимать это не как набор эмоциональных ругательств, но как абсолютный исторический факт. Нельзя не поражаться глупости украинской либеральной тусовки, толпой орущей бандеровскую речевку "Героям слава!" и не желающей понимать, что тоталитарные, фашистские идеалы Донцова-Бандеры и их наследников диаметрально противоположны идеям демократии. А второе, что удивляет - расслабленная беспечность российского политикума, не ведающего идеологических истоков бескомпромиссности украинского национализма и бессмысленно пытающегося договориться с наследниками Донцова и Бандеры. Сегодняшняя гражданская война на Украине это даже не Гражданская война в Испании 30-х годов прошлого века, где фашисты в результате упорной борьбы все-таки разбили республиканцев. Пожалуй, со времён лета-осени 1941 года и оккупации Украины вторгшимися врагами, Русский Мир не нёс таких огромных многомиллионных утрат в своих исторически сложившихся границах, и это очень серьёзное поражение. Фашизм надо настойчиво одолевать, а не отстранённо наблюдать как он укрепляет свои тылы и методично наращивает силы для нового наступления. Так и до Волги откатиться можно. Но нужно ли? Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|