ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ! | 03.10.2017 в 19:15
АЙ ДРУГ ИЛИ АЙ ВРАГ?

Многие мамы волнуются, что дети слишком увлекаются гаджетами. И действительно, современное поколение очень быстро и легко осваивает технику, а при частом ее использовании дети могут так погружаться в «виртуальный» мир, что перестают интересоваться ролевыми, настольными играми и чтением. Почему это происходит, стоит ли давать ребенку в руки планшет и приносят ли гаджеты пользу или только вред, рассказывает доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней ИПО 1МГМУ им. И.М. Сеченова Алексей Борисович Данилов.

- Алексей Борисович, как вы считаете, с какого возраста в жизни ребенка может появиться планшет или смартфон? Что так привлекает детей в электронных устройствах? Наверняка каждый родитель видел, как ребенок «прилипает» к планшету или смартфону, полностью погружаясь в игру.

- Появление гаджетов в жизни ребенка зависит от позиции родителей. Некоторые дают малышу смартфон или планшет уже в полгода, другие - не раньше школьного возраста. Соответственно, и интерес к электронным устройствам у детей может возникать по разным причинам: для одних это привычная часть жизни с пеленок, для других - интерес, пробуждаемый социальным окружением. К примеру, у ребенка есть старшие братья или сестры, владеющие планшетом, и малыш, разумеется, будет подражать старшим. Или сейчас многие дети уже в детском саду играют в планшеты и «заражают» друг друга интересом к компьютерным играм.

Нельзя однозначно сказать, что и в каком возрасте привлекает детей в гаджетах, поскольку это может быть целый спектр воздействий: от яркого экрана и красивой картинки до влияния сверстников и родителей. С точки зрения невролога приятное занятие вызывает положительные эмоции, выброс в мозг гормона удовольствия, и мозг «запоминает», что принесло ему это ощущение радости и удовольствия. Отсюда и рождается такая сильная любовь к гаджетам и играм. И этот же самый механизм приводит к зависимости.

- Одни родители считают, что гаджеты и игры полезны, другие - что вредны. Как обстоит дело в действительности?

- Нужно понимать, что гаджеты - это инструмент. Они могут приносить как вред, так и пользу. Все зависит от целеполагания, от того, что ребенок делает на планшете. К примеру, агрессивные стрелялки пользы не дают, напротив, перевозбуждают нервную систему, повышают агрессивность у ребенка, раздражительность, вызывают неуправляемость, ухудшают сон, развитие. А вот игры на логику, головоломки, шахматы, шашки как раз положительно влияют на мозг. Они развивают логику, стратегическое мышление, повышают концентрацию внимания, улучшают память. Однако важно контролировать использование гаджетов и время, проведенное за планшетом, даже если ребенок играет в шахматы или решает логические задачки. К слову, все эти развивающие игры - шахматы, шашки - доступны не только на планшетах, но и в реальном исполнении.

Нередко дети смотрят и мультики на планшете. Американская академия педиатрии не советует ставить детям мультфильмы до 3 лет. А после трехлетнего возраста рекомендует дозировать количество времени, проведенного перед экраном. То же самое с планшетом и любыми другими гаджетами. Мультики можно смотреть в том возрасте, когда малыш хорошо воспринимает информацию, отлично понимает речь. А до 3 лет внимание детей все-таки должно быть направлено на изучение внешнего мира.

Кроме того, существуют программы для детей, обучающих чтению, рисованию, музыке. В интерактивном игровом режиме ребенок обучается легко и быстро. Но занятия на планшете не должны заменять игры «вживую» или рисование карандашами, чтение книг, подвижные и ролевые игры.

- Если в доме есть планшет, ребенок рано или поздно его получит. Что тут можно посоветовать родителям? Как организовать процесс, чтобы было больше пользы и меньше вреда?

- Безусловно, пользование планшетом должно дозироваться, чтобы у ребенка не возникало переутомления, перевозбуждения нервной системы, ухудшения зрения, осанки и т.д. К тому же любое чрезмерное использование электронных устройств, в том числе и планшетов, может приводить к появлению приступов головной боли. А у совсем маленьких детей, до 2 лет, пользование сенсорными экранами (при постоянном использовании) вызывает нарушение правильной функциональности пальцев из-за неправильного развития мышечных тканей.

Также к негативным факторам относится влияние на механизмы обработки информации. Французская академия наук издала книгу «Ребенок и экраны» (L’enfant et les crans), где, в частности, говорится о том, что в возрасте 2-3 лет у детей формируются церебральные механизмы - своеобразный фундамент, на котором впоследствии будет основано дальнейшее более сложное обучение. Так вот, по мнению французских ученых, использование гаджетов может отразиться на формировании мышления детей, приводя к синдрому дефицита внимания, подавления креативного начала, фантазии, творческого потенциала. Поэтому до 2-3 лет стоит ограничить использование любых гаджетов у детей. Ну а после - контролировать процесс: желательно делать перерывы, и в целом использование гаджетов у дошкольников не должно превышать 20-30 минут в день.

Кроме того, важно не кормить ребенка в момент, когда он играет на планшете или смотрит мультики. Некоторые мамы очень любят это делать, потому что ребенок не отвлекается, съедает все до крошки, увлеченный игрой или передачей. Но это очень вредно! Поскольку формируются неправильные пищевые привычки, а культура питания - чрезвычайно важная составляющая здоровья, в том числе здоровья мозга и развития интеллекта у ребенка. Поэтому во время еды все гаджеты надо убрать подальше, а вместо этого включить приятную, легкую музыку.

- Как вы относитесь к соцсетям, в которых сегодня много времени проводят и взрослые, и подростки?

- Любая нагрузка, связанная с информацией (а использование компьютеров, Интернета, соцсетей - это колоссальная информационная нагрузка), может приводить к появлению головной боли и повышенной тревожности. Современное молодое поколение в целом страдает повышенной тревожностью. Это объясняется тем, что мы постоянно находимся в контакте из-за телефонов, Интернета, не можем до конца расслабиться и почувствовать себя в одиночестве. Из-за этого могут возникать так называемые «фантомные» звонки, когда звонка нет, но тебе кажется, что телефон звонит. Постоянное использование гаджетов еще опасно тем, что плохо отражается на концентрации внимания. Особенно этому подвержены дети и подростки. То есть, с одной стороны, современная техника позволяет получать много информации, с другой - наш мозг не справляется с этой информацией, внимание рассеивается, нам трудно концентрироваться и запоминать нужное.

Сейчас один из самых модных трендов в Европе - детоксикационные программы: когда люди выезжают в сельскую местность, живут в специальных отелях в условиях тишины, красивой природы и при этом полностью отказываются от «благ цивилизации»: гаджетов, компьютеров, телефонов. Это позволяет наладить сон, снять стресс, устранить тревожность и другие побочные эффекты использования современной техники.

Беседовала Кристина Сандалова
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: