«Спецслужбы России» | 17.09.2017 в 13:00
ОФИЦЕР И ПАТРИОТ

#героиспецназарф
Памяти скончавшегося начальника Управления специальных операций ЦСН ФСБ России, ветерана «Альфы» генерал-майора Алексея Сергеева
Автор: кавалер пяти орденов Александр Михайлов

Не стало начальника Управления специальных операций Центра специального назначения ФСБ России генерал-майора Алексея Сергеева, скончавшегося в августе 2017 года после тяжелой болезни.
О нем никогда не писала российская пресса. Вообще. Его фотография если изредка и появлялась в нашей газете «Спецназ России», то только в групповых снимках ветеранов «Альфы», и то когда генерал Сергеев был в штатском, а не в мундире.
Такова, к сожалению, судьба многих офицеров госбезопасности: страна узнает о них только после отставки или… смерти. И мало что пишется, до времени, о структурах и подразделениях, которыми они руководили, а также делах, ими совершенных под грифом «совершенно секретно».
О своем товарище и коллеге по легендарной «Альфе» рассказывает полковник Александр Михайлов, пришедший в Группу «А» Седьмого управления КГБ СССР в начале 1980-х годов и затем возглавлявший оперативно-боевой отдел Управления «А» Центра специального назначения ФСБ России.
…Впервые я увидел Алексея в спортивном зале на Петровке, 26 в середине лета 1982 года. У 1-го отделения Группы «А» проходила тренировка по рукопашному бою. В паре с Алексеем работал Михаил Сидоров, тогда уже признанный боец по рукопашному бою.
Со стороны было видно, что Алексей раньше занимался боксом. Жесткий, резкий — энергия так и выплескивалась через край. Михаил что-то объяснял, показывал, поправлял и просил еще раз повторить.
Осенью того же года я был зачислен в 1-е отделение Группы «А». Совместные выезды на стрельбища, работа в тире, тренировки в спортзале дали возможность присмотреться друг к другу и сблизиться.
Лёша — человек целеустремленный, глубоко порядочный, прямой, который не боялся говорить правду в лицо, поэтому кому-то не нравился. Но мы подружились… подружились крепко, «на всю оставшуюся жизнь».
За годы нашей дружбы (а это более тридцати лет) все было — и споры, когда каждый из нас отстаивал свою позицию, и раздражение, и недомолвки, но никогда это не давало нам право перейти грань дружеских отношений, взаимопонимания и взаимоуважения. Потому что дружба родилась в Группе «А», проверилась, утвердилась и окрепла в боевых операциях и жизненных ситуациях.
В период службы в «Альфе» Алексей Викторович участвовал во многих боевых операциях и оперативных мероприятиях, в том числе прошел стажировку в Афганистане. Непосредственно участвовал в освобождении заложников и нейтрализации террористов в Тбилиси, Уфе, Саратове, Сухуми. Участвовал и в арестах агентов спецслужб западных стран.
В конце 1980-х, когда в стране начался бардак, он в составе подразделения выезжал в «горячие точки» Советского Союза. В эти неспокойные годы в характере Алексея была подмечена еще одна отличительная черта — его безотказность.
Ни разу не замечал, что он хочет устраниться, найти какой-то предлог, чтобы увильнуть от командировки. К сожалению, в Группе «А» такие хитрованы были. Ни разу я не слышал от него слов «ехать не могу», «не готов», «у меня семейные дела» и т. д. Действительно, Алексей Викторович был готов ко всем невзгодам и тяжестям спецназовской службы.
Спецоперации, в которых участвовал Алексей, качественно показали его профессиональную подготовку, смелость, решительность, надежность и умение работать в команде.
К началу 1990-х на костюме у Алексея Викторовича Сергеева красовались два ордена и знак «Почетный сотрудник Госбезопасности», медаль «За отвагу» и другие, а это дорогого стоит.
Но главное — за годы службы в Группе «А» и участия в боевых операциях Алексей приобрел навыки, знания и умения — все то, что ему пригодилось в дальнейшем, когда он возглавил Службу спецопераций ЦСН (впоследствии Управление специальных операций ЦСН ФСБ России).
Перестройка, начатая подкаблучником Запада Михаилом Горбачёвым, коснулась и «Альфы». В начале 1990-х начались увольнения и переходы в другие подразделения. Алексею Викторовичу было предложено другое место службы в системе государственной безопасности России, — он это предложение принял, а потом стал, как уже было сказано, начальником Управления спецопераций ЦСН ФСБ. Но дружба и человеческие отношения, сложившиеся во время службы в Группе «А», остались с нами на долгие годы.
У адмирала Павла Степановича Нахимова есть красивое по своей смысловой нагрузке выражение: «У моряков нет легкого или трудного пути, есть только славный». В полной мере эти прекрасные слова великого флотоводца можно сказать в адрес генерал-майора государственной безопасности А. В. Сергеева.
Действительно, он прошел нелегкий, но славный путь от лейтенанта до генерал-майора, прошел самоотверженно, с честью и достоинством.
Все было на этом непростом пути — взлеты и падения, радость побед и горечь утрат. Но было и главное — служение Отечеству, верность высокому воинскому долгу и офице?
«Государственная тайна охраняется незыблемо»

Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: