Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ» | 09.09.2017 в 18:00
КРЫЛЬЯ СПЕЦНАЗА ФСБ. Интервью с Героем России генерал-лейтенантом Николаем Фёдоровичем Гавриловым

Авиаторам ФСБ России завидуют многие их коллеги из других структур: и летают они больше, и техника у них постоянно обновляется, и полетные задания что ни день такие, что за каждое можно орден давать. И ко всему этому одних только профессиональных праздников у них каждый год четыре! Как защитники Родины они отмечают 23 Февраля.
Как питомцы военных училищ летчиков в августе празднуют День авиации. 20 декабря – у них День спецслужб России. А еще есть и собственный день рождения – 14 августа. В этот день в 1923 году был подписан приказ о формировании авиазвеньев для войск ГПУ. Долгие годы это была авиация пограничников, и только с 2005 года она официально утвердилась как авиация ФСБ, то есть обеспечивающая все структуры Федеральной службы безопасности России.
Обо всем этом – прошлом и настоящем авиации ФСБ – мы беседуем с начальником ее Управления Героем России генерал-лейтенантом Николаем Федоровичем Гавриловым.
Во время вынужденных перерывов в беседе я просматривал на мониторе видеоролики и фотоснимки с эпизодами из жизни авиаторов ФСБ. Хотел понять специфику их службы.
...Вот Ми-26 возносит и устанавливает золотые купола на соборе в Петропавловске-Камчатском. Работа ювелирная: купола весят до 13 тонн, а посадить каждый из пяти надо на основание с точностью до сантиметра, как обруч на бочку! Завершается установка маковок собора и вовсе цирковым номером: в 15-сантиметровое отверстие на главном куполе командир вертолета майор Сергей Высотин снайперски вставляет трубу – основание креста, который сам весит под три тонны!..
Потом подобная операция производится по установке 3-метрового бронзового памятника Николаю Чудотворцу на острове Танфильева. Лицом он обращен в сторону Японии: там, через 8 км пролива, стоит Башня тоски размером чуть ли не с Останкинскую. Глядя с нее на Курильские острова, некоторые японцы ностальгируют по «утраченной родине». Теперь привычный для них пейзаж дополнен демаркирующим границу монументом, и за спиной у Николая Чудотворца – вся Россия.
Подобные памятники и соборы авиаторы ФСБ установили уже у многих пограничных пунктов: это своего рода духовное укрепление наших границ.
...А вот заиндевелый Ми-8 на заснеженной макушке Земли. 22 апреля 2008 года экипажи ФСБ вылетали по маршруту Мурманск – Земля Франца Иосифа – российская дрейфующая база «Барнео» – Северный полюс. Оттуда они доставили участников экспедиции Матвея Шпаро и Бориса Смолина с товарищами на материк. Авиация ФСБ с самого начала обеспечивала безопасность экспедиции.
...Вот сделанное с большой высоты фото Ми-8, летящего над неким серо-голубым простором. Дата съемки – 6 января 2007 года.
– Это мы парой идем с экспедицией на Южный полюс, – поясняет Николай Федорович и показывает еще один снимок: вид на губу побережья Антарктиды через блистер вертолета.
В экспедиции принимали участие тогда еще директор ФСБ России Николай Патрушев, его первый заместитель – руководитель Погранслужбы ФСБ Владимир Проничев, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий. Возглавлял экспедицию президент Ассоциации полярников, вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров.
«Впервые в истории освоения Антарктиды российские вертолеты Ми-8 достигли Южного полюса и совершили посадку в самой южной точке планеты. Своим перелетом вы вновь продемонстрировали всему миру надежность отечественной авиационной техники и высокую профессиональную подготовку российских летчиков, а главное, доказали, что Россия по праву считается великой полярной державой» – это слова из телеграммы президента России.
Перелет на Антарктический материк – завершающий, пятый – осуществляли с южного побережья Чили. Были в составе экспедиции и самолеты. Но Гаврилов, как командир одного из экипажей (и всей авиагруппы), и его коллеги летели парой на Ми-8 через пролив Дрейка. Дальность перелета - км, а предельная дальность полета Ми-8 – км. А если бы встречный ветер, осадки, не говоря уже о возможности урагана?.. Для чего такой риск?
– Антарктиду первым открыл в январе 1820 года наш российский исследователь Фаддей Беллинсгаузен, – объясняет генерал. – В 2009-м заканчивается срок действия 50-летнего международного договора о демилитаризации и неразделимости этого материка. Но там же разведаны большие запасы полезных ископаемых... Как сложится с новым договором, никто не знает. У нас из имевшихся там полярных станций осталось только две. Вот и требовалось подтвердить законные права и приоритет России. А то, что мы туда еще и на вертолетах прилетели, - это дополнительный аргумент наших возможностей.
– А на Эльбрус-то зачем летали? Благотворительная миссия? – как известно, вертолеты ФСБ доставили на высоту стоянки перед восхождением на пик палатки и продукты для экспедиции детдомовских ребят во главе с православным священником. Восхождение стало для ребят праздником души и запомниться на всю жизнь.
– Ну, конечно же, и ребят порадовать хотели, – нехотя раскрывает военную тайну Николай Федорович. – Но, кроме этого, тогда на Эльбрусе проводилось летно-тактическое учение, мы доставили туда на Ми-8 спецназ.
Как выяснилось из других источников, учение проводилось масштабное: с различных аэродромов России в заданное время стартовали самолеты и вертолеты авиации ФСБ с группами спецподразделений, которые в назначенное время прибыли в условленные места Северного Кавказа.
– Ну, а для чего все же на самые большие вершины взлетать?
– Чем выше мы можем подниматься, тем легче нам летать у земли, – смеется генерал.
«Летать у земли» – это мягко сказано. На эльбрусской фотографии кроха-вертолет каким-то чудом держится на краешке заснеженного плато. Кажется, вот рванет шквал ветра – и непременно сбросит «вертушку» в пропасть...
На диске есть и запись фотографии палаточного лагеря неподалеку от Ведено с посадкой вертолета между палаток. Дата на снимке напоминает о тяжелых боях с бандформированиями, которые происходили в те времена в этом районе. За палатками виднеется зеленая горная гряда. Справа – вершина повыше, на ней вблизи от расположения боевиков находилась группа наведения спецназа. И под вечер от нее поступил сигнал: выручайте, можем не продержаться... А как выручать, если на горы уже начал ложиться густой вечерний туман?
Гаврилов решил вылететь за группой сам. Вспомнив местность, уточнив маршрут по карте, он решил заходить к месту нахождения спецназовцев со стороны соседней вершины. Когда долетел до нее, увидел под собой еле заметную тропу, ведущую в сторону группы. Он посадил вертолет на тропу и по земле прорулил полтора километра, пока навстречу не выбежали разведчики, на ходу забираясь в салон...

КОГО ЛЮБИТ БОГ ВОЙНЫ
Такие истории в авиации называют байками. Не потому, что истории эти придуманы, а потому, что над ними можно посмеяться, когда смертельная опасность позади. Воевавшие люди говорят, что бог войны любит веселых и дерзких.
И еще говорят, что Бог любит офицеров и генералов, которые больше думают и заботятся о вооружении, чем о даче и новой иномарке в личном гараже. Это я уже из кулуарных разговоров с подчиненными генерала Гаврилова уяснил.
– Мы каждый выделенный нам бюджетный рубль действительно до копейки тратим по назначению: обновляем авиатехнику и оборудование, закупаем более совершенные системы наведения, защиты и вооружения, – соглашается с общим мнением генерал и снова поднимает трубку, чтобы ответить на звонок.
А я записываю поразительную цифру: в Управлении авиации ФСБ (а техники у них полтора десятка типов и марок) на каждые шесть бортов приходится по одному Герою России, не считая кавалеров с наградами статусом пониже.
С этим пониманием расклада продолжаю смотреть «кино».
...Вот Ка-226 на длинном, метров под 80 тросе несет по небу Государственный флаг России. Размеры флага 60 на 33 метра! Вы только представьте себе парусность этого полотнища! А полет ведь над городом.
– Это отнюдь не лихачество! – объясняет генерал Гаврилов, отвлекаясь от телефона. – Каждый из наших экипажей должен уметь и быть готовым посадить вертолет не только на крышу, но и во двор между домами. И еще неизвестно, какой груз придется доставлять или забирать. Поэтому тренировки экипажей идут постоянно и не для цирка. Если лопасти у Ка-226 в диаметре 15 метров, то значит, площадка для посадки-взлета ему подойдет 25 на 25. А если нет проводов, то при достаточных навыках машину можно и на меньшую посадить. И наши пилоты этому постоянно учатся. На границе, кстати, тоже приходится садиться на пятачки, порой даже на «одной ноге», и взлетать с нее же.
Ситуации, когда на пятачок городских улиц надо срочно доставить робот-разминер или, наоборот, незамедлительно эвакуировать раненого, не потеряв его в уличных пробках, случаются, к сожалению, нередко. Есть и задачи по разведке, высадке и эвакуации боевых групп – много чего уникального приходится делать подчиненным генерала Гаврилова. Потому и должны они тренироваться в воздухе по максимуму.

В БОЙ ВЕДЕТ «МАЭСТРО»
Генерал Гаврилов заслужил самые престижные в авиации отличия: военный летчик-снайпер, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный военный летчик Российской Федерации.
И еще он – «Маэстро». Получен этот неофициальный титул от боевых товарищей, таких же летчиков-афганцев и коллег-испытателей по ЛИИ имени М.М. Громова, от героев-асов чеченских кампаний и других конфликтов, в которых человек обнажает свою суть и предстает тем, кто он есть на самом деле. В этом титуле признание в летчике-генерале Гаврилове и неких черт характера, роднящих его с любимым героем фильма «В бой идут одни «старики».
...Сызранское ВВАУЛ он окончил в 1979-м. Получил красный диплом, погоны лейтенанта и выписку из приказа о назначении в авиаотряд Погранвойск КГБ СССР. Такие же выписки получили еще несколько его однокашников-выпускников. А вскоре его ждал Афганистан.
Война в Афганистане длилась для Гаврилова без малого шесть лет – с 1981-го по 1987-й. Там, в 1985-м, он, капитан, стал самым молодым командиром эскадрильи, заместителями у Николая были подполковники с сединой. То, что они признали его своим командиром и нередко перед боевым вылетом напутствовали словами: «Ты только возвращайся, командир!» – говорит о многом. Помните, как пожилой механик комэска «Маэстро» в кинофильме тайком перекрещивал его на удачу? Что-то подобное было в отношениях Николая Гаврилова со своим заместителем по ИАС и «чистым» заместителем. Все остальные подчиненные воспринимали его как пример для подражания: мастерство и мужество Николай Гаврилов подтверждал в каждом из двух с половиной тысяч (!) боевых вылетов.
По законам Великой Отечественной летчикам за 100 боевых вылетов на разведку присваивали звание Героя Советского Союза. Та же норма была установлена для летчиков-штурмовиков. Это сколько же Золотых Звезд заслужил Николай Гаврилов в Афганистане по меркам той войны?.. А вот удостоился только орденов Ленина и «Красной Звезды».
Кстати, немало летчиков в авиации ФСБ имеют на личном счету тысячу, полторы и более боевых вылетов. Есть даже рекордсмены со счетом за три с половиной! И надо хотя бы представить себе, что это такое - боевой вылет...
Завершая эти заметки, я вспомнил такие кадры, увиденные в кабинете генерала Гаврилова. В сплошной темноте горной ночи вдруг проявляются, как на рентгеновском снимке, силуэты крытых машин, какие-то люди-призраки у них... Становится ясно: это РУК – разведывательно-ударный комплекс. Чей, я не стал уточнять. Ясно было, что съемка не очень давняя и велась с большой высоты...
Цель обнаружена. Воздушный спецназ задачу выполнил, а экипаж остался цел и невредим. «Победить, выполнить задачу и остаться живым!» – это, можно сказать, кредо авиаторов ФСБ.
Наверное поэтому только с пилотом Гавриловым и только на вертолетах из отрядов его управления Владимир Путин летал на Кавказ в годы своего президентства.


Публикация 2009 года. В настоящее время Николай Фёдорович – в отставке.
Гаврилов Николай Фёдорович - начальник Управления авиации Федеральной службы безопасности Российской Федерации, полковник.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2002 года полковнику Гаврилову Николаю Фёдоровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Продолжает службу в Федеральной службе безопасности Российской Федерации в той же должности. В 2005 году Н.Ф. Гаврилову присвое

Добавь эту новость в закладки: