ВОЗРОЖДЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ! | 03.04.2017 в 19:15
ГОРА ВНУТРИ НАС

В селе Ковалево, что под г. Нерехтой Костромской области, есть такой детский дом, где упорно и кропотливо идет поиск оптимальных форм воспитания и образования детей-сирот. Дети Ковалевского детского дома не чувствуют себя чем-то обделенными, хорошо развиты, неплохо учатся, занимаются спортом, трудятся в большом хозяйстве и с огромным уважением и доверием относятся к самому близкому и родному для них человеку - директору детского дома. В стенах Ковалевского детского дома родился «Детский экстремальный проект». Об этом удивительном проекте рассказывает директор детского дома иеромонах Иоанн Воронин (в миру - протоиерей Андрей Воронин), выпускник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

- О положении наших сегодняшних российских детей вы знаете, а проблемы детей-сирот вам ближе всего. Вместе с тем множество нерешенных вопросов воспитания стоит и перед самыми обыкновенными семьями. Может быть, это связано с тем, что у всех этих проблем общие корни?

- Корни эти существовали десятки лет, а сейчас они дали обильные всходы. Кризис состояния человеческого духа в России - следствие бездуховности, атеистического воспитания. Крушение семьи, нравственная деградация, вымирание населения - закономерный результат, который можно даже и не заметить, особенно если смотреть только телевизор! К сожалению, государство достаточно вяло решает эти вопросы, возможно, там их некому решать, нет единой команды, которая вообще понимает, куда идти и что делать…

- Что же можно сделать?

- В частности, решать проблему телевидения! Запретить его невозможно, но вот менять необходимо - 95% безнравственной заразы дети получают из «ящика», и их родители - тоже! Идет тотальная деградация и детей, и взрослых, в том числе педагогов! Наверное, можно сделать альтернативное телевидение, журналы, Интернет, но на это должны быть брошены огромные ресурсы. Не нужно забывать, что это, по сути дела, война, причем, из сферы информационной она выйдет в сферу финансовую, начнут падать рейтинги нынешних передач, пойдет отток зрителя… Но тут либо/либо: или медленная гибель, или открытая «война» на информационном, духовном, идеологическом полях!

- Как создать такое ребячье сообщество из обычных мальчишек, которые охотно сбиваются в «стайки»… Эффективны детские организации, например, скаутская. А, может быть, вам известны другие?

- Что касается скаутов, то так называемый скаутинг - вещь сама по себе очень сомнительная. Я имею в виду основателя движения и его историю. Правда, несколько скаутских команд ко мне сюда приезжали, они произвели очень хорошее впечатление, но в целом…есть большие сомнения.

Совершенно определенно можно сказать, что если мы не хотим потерять наших детей, то должны понимать, что чрезвычайно важно создать детскую организацию. Ребята должны иметь общее дело, благодаря которому могли бы получить и нравственные ориентиры, и социальный опыт. Я думаю, что очень важно объединять детей в клубы, в организации, где они получат представление о добре и зле, задумаются о смысле жизни, займутся настоящим делом!

- Расскажите об удивительном проекте «Детский экстремальный», который стартовал именно здесь, в Ковалево. Как возникла идея его создания и какую цель ставили перед собой его авторы?

- Современный контингент детей, поступающих в детские дома, коренным образом отличается от тех, которые поступали в детдома во времена А.С. Макаренко. Сейчас в большинстве случаев мы имеем дело со скрытой формой детской психической заболеваемости у детей, приобретенной в связи с отсутствием нормального общения ребенка со своей матерью в младенчестве. Болезнь эта тем более опасна, что она неочевидна для окружающих. И подметить ее, и оценить ужасающие последствия этой развивающейся патологии могут только узкие специалисты.

Мы помещаем детей в экстремальные условия походов, зимних и горных, где дети буквально начинают расцветать. Педагогический эффект десятидневного горного похода превосходит десятимесячные усилия всего коллектива педагогов. Психика ребенка начинает развиваться по другому сценарию. Нужно сразу отдавать себе отчет в том, что ни при каких усилиях с нашей стороны эти дети никогда не станут такими, как их сверстники, выросшие в семье. Наши дети принципиально ДРУГИЕ. И задача состоит в том, чтобы досконально понять отличительные особенности развития психики у детей группы риска, попытаться устранить негатив. С другой стороны, необходимо максимально раскрыть их положительный потенциал, дать возможность нашим мальчишкам успешно социализироваться в обществе.

Так возникла идея создания «Детского экстремального проекта». Его целью, помимо спортивных результатов, является привлечение внимания общественности к детям-сиротам и их проблемам, которые до сих пор практически никак не решаются на высоком правительственном уровне. Кроме того, мы предлагаем уникальные педагогические методики: наша многолетняя практика работы с детьми группы риска в экстремальных условиях природной среды приводит к удивительным результатам. Мы также уверены, что благодаря нашему проекту многие мальчишки и девчонки обретут нравственные идеалы и стремление к здоровому образу жизни.

- Давно ваши ребята участвуют в походах?

- Да, у них накопился уже довольно серьезный опыт, начиная с 2001 года. Первое восхождение было совершено в 2001 году на Западный и Восточный Эльбрус по классическому маршруту с юга. Тогда 7 ребятишек взошли на вершину (в том числе двое 10-летних и трое 11-летних). А в августе 2004 г. состоялась уникальная экспедиция на Кавказ. Впервые в истории была поставлена задача: 19 августа подняться на Восточную вершину горы Эльбрус с северной стороны, установить там походный храм и отслужить в нем Божественную Литургию в праздник Преображения Господня 19 августа. Лишь благодаря беспримерному мужеству мальчишек в сложнейших метеорологических условиях была выполнена поставленная задача.

- Расскажите, почему вы все-таки выбрали горный туризм, экстремальный поход как метод воспитания? Случайно или нет?

- Конечно, не случайно. Во-первых, дети, брошенные матерью, не верят никому. Они могут казаться послушными, но только внешне. Чаще всего это послушание у них основано на расчете, а внутри живет недоверие к взрослым. Доверие ребенка нам надо завоевать, заслужить. Как? Нужно вместе с мальчишками преодолеть трудности. Попутно решается и другая педагогическая задача - преодолеть потребительскую психологию и выработать привычку к самообслуживанию. Но, пожалуй, самое главное - это беседы о Боге, человеке и космосе, которые под куполом неба и у костра приобретают совсем иную глубину. В сложных походах мы неожиданно для себя обратили внимание на один существенный факт: самые «тяжелые» дети удивительным образом адаптировались к непростым (в смысле комфорта и выживания) ситуациям. Оказывается, в экстремальных условиях число жизненно важных задач сводится к минимуму, они становятся предельно понятными. «Тяжелые» дети раскрепощались прямо на глазах и уверенно вливались в коллектив. Мы по-новому взглянули на некоторых наших воспитанников и смогли пересмотреть наши педагогические методики. Теперь поход превратился пусть из трудного, но все же отдыха в кропотливую работу, где ставятся и решаются конкретные педагогические задачи.

Что касается духовного воспитания, то ситуация также очень благоприятная: экстремальные обстоятельства способствуют тому, чтобы человек чаще стал задумываться об окружающем мире, своем месте в нем, о взаимоотношениях с ближним, о самоотдаче и подвиге, о чести и мужестве. Положительных педагогических результатов можно добиться лишь тогда, когда человек находится в точке реального экстремума (высокогорье, пещеры, вода, Арктика, глубокая тайга или пустыня, резкий перепад температуры воздуха).

- Как вы готовите ребят к горным походам с точки зрения безопасности жизни?

- Многие наши дети прекрасно владеют альпинистскими навыками, спускались в суровые пещеры, проходили горные перевалы, совершали хождения под парусом и на веслах, а также регулярные многодневные зимние походы на лыжах, даже в двадцатиградусный мороз, с ночевками в палатках (удивительно, но ни у кого не было даже насморка). Все участники команды непрерывно тренируются: в беге и борьбе, проходят предварительную подготовку в походах по Крыму и Волге. В спортивном зале нашего детского дома мы построили скалодром, соответствующий современным стандартам: девять метров в высоту и девять в ширину, - и всерьез и надолго занялись скалолазанием.

- Наверное, вы слышите и недоверчивые отклики в свой адрес, ведь это такая ответственность - вести детей в горы?

- Да, это сопряжено с особым риском и опасностью. Да, это колоссальный груз ответственности, лежащий на взрослых. Но тот, кто не боится взвалить его на себя, имеет возможность приблизиться к неизреченной Тайне Бытия, которая доступна детям. Самая главная гора находится внутри нас. В течение короткой жизни мы взбираемся по ней вверх, к Богу, преодолевая подлость, трусость, жестокость и равнодушие. Этот путь всегда сопряжен с неимоверными трудностями. Есть и другой - не прилагая никаких усилий, стремительно лететь в пропасть. В каждой новой горе мы подсознательно видим образ той самой, единственной, по которой мы восходим всю жизнь. Именно поэтому горы так зачаровывают и влекут нас. И именно поэтому мы не должны закрывать этот путь детям, лишая их права выбора. Подъем на гору преображает мальчишек. Рядом с ними преображаемся и мы, взрослые, становясь многократно добрее и мудрее. Они узнают её - это их гора. И в этом сближении рождается томительное ожидание встречи - с новой горой, путь на которую поднимет их еще выше над бездной небытия.

Беседовала Фарида Савельева
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: