Русское Юго-Восточное сопротивление | 19.03.2017 в 12:10
ГЕРОИ НОВОРОССИИ: ШУМЕР В СТЕПЯХ ДОНБАССА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

- Была надежда, что подойдёт из-за бугра «красная конница», или надежды уже не было?

- Я человек военный, по своей генетической принадлежности. Боец.

Была не надежда, было осознание того, что в принципе, если уже совсем всё очень будет не хорошо, «старший брат» поможет. Это была не надежда.

Знаешь как? Вот, смотришь кинохроники Великой Отечественной Войны. Люди побежали в наступление, со знаменем. Тут, бац, человек падает. Со знаменем. Вроде, и знамя пало, и атака должна захлебнуться. Тут сзади подбежавший поднял знамя и понёс дальше. Вот на уровне вот такого ощущение.

Исторический факт, при сдаче одной из крепостей под Будапештом в 1944-м году, выходили парламентёры. Офицер, командир стрелковой роты, которая, собственно, на передовой стояла. И предлагал сдать эту крепость. Поскольку очень много мирных жителей туда согнали, по старой фашистской традиции. Вышел парламентёром, предложил сдаться, его расстреляли в спину. Это мой прадед. Он похоронен в селении возле Будапешта. Там мемориал бойцов Красной Армии, командир стрелковой роты капитал Алексей Мамонтов. В честь него, собственно, меня назвали Алексеем.

Это мой прадед по материнской линии. Мой прадед по отцовской линии войну пробыл в стрелковом корпусе горном, который находился в Тегеране. Всю войну там простоял. Очень сильно сожалел, что не был участником боевых действий. Его родной брат участник боевых действий. У них всегда перепалка старческая была. Я вот ветеран, а он участник боевых действий. Очень щекотливо к этому относился. Ну, не он же виноват. Родина послала, он там служил.

- В чём различие между ополчением и Народной Милицией?

- Народное ополчение – обычный партизанский отряд. С единомышленниками. Сбор людей для выполнения тех же задач, поставленных на защиту, охрану, оборону Родины. А Народная Милиция это уже организованная воинская структура. Со своей вертикалью, со своей дисциплиной, и со своей задачей. Задачей уже сформированного армейского подразделения. И задача, которую выполняет армейское соединение, либо армейская часть, она уже идёт в определённом направлении, с планированием. С выполнением определённых задач, на определённом участке.

Прошёл естественный отбор. Служба по контракту это добровольное у нас начало. Но при этом добровольном начале жёсткая воинская дисциплина. А жёсткая воинская дисциплина это основа всего армейского успеха. Как при выполнении обыденных задач, так и при выполнении боевых задач.

Люди, которые остались с 14-го года, скажу так – имеют большой колоссальный опыт. Я вот конкретно за своё подразделение могу сказать. Есть чем поделиться, есть чему научить.

Не подумай, что кощунствую, изменил бы, веяния добавил бы в основах боевого управления. Эта война показала немножко другое. Роль артиллерии, роль малых боевых групп. Ротно-тактических, батальонно-тактических. Не будет таких колоссальных наступлений, как мы видим из истории. Корпуса, батальоны, фронты наступали, либо наоборот, обороняли.

Здесь сейчас мобильность, хороший расчёт, грамотная артиллерийская подготовка, в принципе решают много. Успех зависит от того, как человек по своим качествам, не только морально-психологическим, но и профессиональным, готов.

Так вот сейчас роль Народной Милиции и людей, которые там находятся с 2014-го года, вновь прибывшему пополнению показать, рассказать, научить, но если это вдобавок ещё к тому боевому опыту. Это уже успех.

- Насколько были готовы подразделения к выполнению задач под Дебальцево?

- Не надо оценивать, как мы были готовы. Надо, скорее всего, оценивать, вообще, готовы ли были как подразделение, уже сформированное, армейское, выполнить боевую задачу.

Ну, удовлетворительно. Потому что тогда ещё откладывался и накладывается отпечаток стихийного народного ополчения, партизанщины и всего такого. Здесь это всё-таки спланированная операция, армейская операция. С определённым расчётом. С отведённой для каждого подразделения, для каждого командира его ролью. Не надо забывать, что мы совместно с Донецкой Народной Республикой проводили эту операцию. Ну и помимо всего прочего на тот период, когда мы находились только на стадии формирования, не было того нормального понимания, армейского понимания, у людей, что такое организация взаимодействия, всестороннего обеспечения, координации своих действий. Все равно вот эта «стихийщина», как она осталась с народного ополчения, вот этот героизм – «да я смогу, да я пойду» – не всегда приводил к хорошим результатам.

Это правда.

Ну, а с другой стороны тем многим горячим головам, а такие тоже были, да и сейчас существуют, тогда показало, что, собственно, управление, взаимодействие, координация между подразделениями для выполнения одной совместной операции на определённом направлении, это уже пятьдесят процентов успеха. А вот самодеятельность, глупое нерациональное самопожертвование, приводит только к потерям. Быстро это всё поняли. Многие очень. Слава Богу. Ну, будем считать, поэтому провели успешно.

Если бы тогда не всё так оценили, и не так быстро, был бы затяжной, кровопролитный бой. Да и собственно, тогда и группировки бы не было.

Ведь противник, тоже надо было оценивать, тоже не ожидал такого массового, хоть и частично, но организованного наступления. Он не ожидал. Они думали, сейчас перегруппируются, отработают по старой схеме. Мы, как обычно, «при первых же потерях начнём отходить назад». Либо вообще «разбредёмся по кустам». Как это пропаганда украинская говорила. Нет, у нас был тогда дух. Вот пятьдесят процентов это организация, а пятьдесят процентов это того вот ополченского духа. Все уже застоялись, все уже засиделись, надо гнать. Все встали в атаку и все пошли. Трудной ценой досталось. Трудной ценой. Но, задачу выполнили.

- Что запомнилось больше всего?

- Будучи командиром 7-й мотострелковой роты, мне была поставлена задача идти в авангарде бригады. Выполнять роль, опять же по специфике, разведчика. Роте была поставлена задача выдвинуться. Разведка боем. Выявить огневые силы и средства противника. Что собственно и было достигнуто по результатам дня. Ближайшую задачу мы выполнили планово. Там всё равно что-то пошло не так. Планово отошёл, чтобы не попасть самому в огневой мешок. Пытался вытянуть противника на себя. Перегруппировался и занял выгодный для себя рубеж. Удерживал его семь дней. Периодически, при поддержке миномётной батареи кусали противника. И давали понять, что, концентрируясь на этом участке, мы готовим плановый манёвр какой-то, либо наступление. В общем, ввели противника в заблуждение.

И на участке от отметок «282, 1» и « 250, 7» по направлению к Новотроицкому, южная окраина населённого пункта Калиново и по балке Глубокой, там, где подсобное хозяйство, мы сконцентрировали напротив себя и удерживали где-то до двух БТГР противника. Не давая им возможности переброски на отметку «307, 9», где в это время очень тяжёлые и ожесточённые бои за эту отметку шли.

Сковали противника своими действиями. Рота удерживала большие силы, маневрируя, делая выпады в их сторону.

- Какие уроки лично для себя извлёк?

- В плане боевой подготовки я немножко для себя кое-что подкорректировал потом. Это первое. Второе, грамотная работа наших корректировщиков и нашей разведки, она позволила бы раньше и успешней выполнить ту часть операции, которая планировалась. Поэтому внесли коррективы сейчас в боевой процесс. Сейчас идёт глубокая тренировка подразделений, слаживание проходит на определённом уровне. Особенно, что касается вновь прибывшего пополнения.

Ну и, само собой разумеется, тот костяк, который остался с 2014-го из ополчения, многие из них уже стали командирами, многие стали офицерами. Определили костяк, выделили самородков, которые могут на определённом уровне управлять подразделениями. Нести за него всю ответственность. Полноту ответственности, понимая, что они делают. Не секрет, на линии боевого соприкосновения постоянно одна из рот несёт службу, а там сейчас не спокойно.

- Как оцениваешь боевой путь третьего батальона.

- Вот сейчас сижу в отпуске, а душой там. Умом всё равно понимаю, что есть возможность отдохнуть. Потому что организм слаженный, самостоятельный. В любой момент, в моё отсутствие даже на два часа подскока, на час подскока, далеко же всё равно не ухожу, рядышком нахожусь, я знаю, что они в состоянии.

А путь легендарный. В принципе третий батальон 4-й отдельной бригады как раз на направлении Санжаровки, Веселогоровки во взаимодействии с казачьим полком тогда Дрёмова, можно сказать, положил основу такого крепкого боевого подразделения. Серьёзного подразделения. Если ещё вложить туда, что нам дважды была дана почётная возможность представлять 4-ю бригаду на первом и втором параде Победы. О чём-то говорит, наверное.

Одно из лучших подразделений 4-й отдельной бригады. Боевой путь – уже легендарный. Хотя бы с того, что на период формирования бригады сформировались, выполнили боевую задачу. Успешно причём выполнили. Ну и дальше несём службу. Держим высоко звание бойцов Новороссии. Очень много военнослужащих наших награждены государственными наградами ЛНР. Уже о чём-то говорит.

- Какие главные требования к людям?

- Главное требование всегда было одно у меня. Я всё-таки как командир, для многих как отец, как «батя», всегда, наставляя молодого офицера, на путь его карьерный, я ему всегда говорю самую главную вещь, о которой он должен помнить. Что сила офицера, она не в порыве, сила офицера в нерушимости его духа. Это ещё заложено в статутах Петра Великого. Сейчас это кодекс чести офицеров. Один из пунктов. Когда объясняю, что такое нерушимость духа человеку, который имел и имеет боевой опыт и порыв – вот будет он выдерживать этот баланс, будет он идти по карьерной лестнице и не забывать об этом, то тогда и, собственно, успех. Как у него, так и у подразделения, за которое он поручился. Причём не просто поручился, а отвечает и честью, и мундиром, и головой. За жизнь каждого и здоровье каждого. Вот тогда дальнейший успех, дальнейший рост. Здоровый карьеризм, присущий человеку.

А разницы, собственно нет. У нас исторических фактов выше головы. Возвращаясь в прошлое, в историю, ведь, без прошлого будущего не бывает, то там немыслимое количество примеров, когда обычные люди, самородки, становились великими маршалами. Георгий Константинович Жуков был унтером, Рокосовский был унтером.

(Окончание через 10 минут…)
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: