
5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкойП...
![]()
5 декабря 1957 года был спущен на воду первый в мире надводный корабль с атомной силовой установкой
Проект атомохода, получившего вполне традиционное для советской эпохи имя «Ленин», был разработан в ЦКБ 15 (ныне «Айсберг») в 1955 году. Работы по созданию уникального на то время корабля начались сразу после решения о строительстве, принятого Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Главным конструктором стал кораблестроитель Василий Иванович Неганов, а атомную установку проектировал Игорь Иванович Африкантов. Решение о создании атомного ледокола было принято из-за необходимости развития навигации по Северному морскому пути. Обычные дизельные ледоколы того времени справлялись с этой задачей, но имели существенный недостаток – слишком высокий расход топлива. Атомный ледокол мог находиться в плавании фактически неограниченный срок. На строительство были брошены лучше предприятия Советского Союза. Всего в разработке, строительстве корабля, силовой установки приняло участие свыше 300 предприятий. Работы по строительству ледокола велись под открытым небом – в то время просто не было подходящих по размеру цехов. Несмотря на то, что грандиозный проект разрабатывали в стране, которая не очень любила делиться своими секретами и разработками, он стал на удивление открытым – во время постройки и испытаний на корабле успели побывать и премьер-министр Великобритании, и вице-президент США. Ледокол мог удивить не только специалиста, но и обычного гражданина Советского Союза: на борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека – работать в таких условиях, наверняка, согласились бы многие. Спуск «Ленина» на воду стал поистине грандиозным событием и вызвал немалый испуг у блока НАТО и...руководства Ленинграда: власти города потребовали гарантий того, что «на борту не произойдет атомный взрыв», а во время перехода в Мурманск «Ленин» был окружён иностранными кораблями НАТО, которые проводили анализ радиационного фона. Как показало время, опасения были напрасны - за все время эксплуатации судна от радиации ни один человек не пострадал. После ввода в строй атомного ледокола сроки навигации в районах Арктики были увеличены до 11 месяцев. Ледокол с честью выполнил возложенную на него задачу: он проработал 30 лет (на 5 лет превысив расчётный срок эксплуатации), пройдя за это время 653 тысячи морских миль, из которых 536 тысяч – во льдах. Сейчас первый в мире атомный ледокол находится на вечной стоянке в Мурманске - на его базе создан музей. Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|