АнтиМайдан | 03.12.2016 в 23:31
СТАТЬЯ. Агония украинского кораблестроения: как печки-буржуйки заменили крейсеры
(Автор: Виктор Сокирко)

Доставшийся в наследство Украине от Советского Союза мощный судостроительный комплекс мог бы вывести эту страну в разряд крупнейших производителей плавсредств для военного и гражданского флота.

Один только некогда знаменитый Николаевский судостроительный завод, способный спускать на воду по десятку крупнотоннажных судов и кораблей в год, сегодня готов лишь теоретически на производство нескольких катеров и находится на грани банкротства. Там, где произвели флагман Черноморского флота ВМФ России ракетный крейсер «Москва», сейчас лишь ржавеет ракетный крейсер «Украина», который так никогда и не выходил на «большую воду».

Николаевский судостроительный завод имени 61-го коммунара, известный еще как судостроительный завод №445, имеет давнюю историю. Он был заложен еще в 1787 году и за свою историю спустил на воду сотни судов и кораблей. В советские времена здесь «клепали» практически все большие противолодочные корабли (БПК), в том числе проекта 61.

В довоенные годы, перед Великой Отечественной, николаевские судостроители производили легендарные «Щуки» – дизельные подводные лодки проекта «Щ». Практически весь советский рыболовный флот, который бороздил акватории Тихого и Атлантического океанов, Балтики, Черного моря – тоже был оснащен траулерами николаевского производства.

Казалось, что такие давние судостроительные традиции просто невозможно разрушить. Но сейчас гигант-корабел убит напрочь и готов для выживания производить обвесное оборудование для бронетехники (переплетение рельсов и металлических прутьев) и печки-буржуйки для нужд ВСУ, действующей в зоне АТО на Донбассе. И главный недострой – ракетный крейсер «Украина» – съедает последние заводские средства без надежды на какую-то государственную компенсацию.

«Для понимания того, как Украина уничтожила полученное в наследство от СССР кораблестроение, не надо никаких специальных знаний, вроде знания теории непотопляемости академика А.Н.Крылова, которая стала применяться на практике лишь после Цусимского морского сражения, – говорит известный эксперт-маринист, историк Александр Зимовский. – Достаточно открыть книжку американского писателя О’Генри «Короли и капуста».

В ней про современное украинское кораблестроение всё было написано еще сто лет назад: «В конституции этой маленькой приморской банановой республики была полузабытая статья, которая предусматривала создание военного флота. Эта статья вместе со многими другими, более мудрыми, лежала без всякого движения с первого дня основания республики».

Ирония судьбы в том, что судостроительный кластер в Николаеве создавался в рамках развития Новороссии, после того, как Российская Империя утвердилась в Северном Причерноморье, в Крыму, и Восточном Причерноморье. То есть это был изначально русский имперский проект. Естественно, что осилить его могла только империя. Во времена СССР кластер бурно развивался.

Объективно говоря, суверенная Украина в виде николаевского судостроительного кластера получила огромный военно-промышленный гандикап. Даже сейчас в мире нет ничего подобного, и сравниться с николаевскими судзаводами периода СССР может только гигантская южнокорейская верфь Hyundai Heavy Industries Ulsan Shipyard.
В общем, свалившееся на Украину судостроительное счастье включало11 современных судостроительных заводов мирового класса с мощнейшими основ­ными фондами и оборудованием международного уровня, и эти предприятия обеспечивали строительство новейших судов всех типов.

Как Украина этим воспользовалась? Да никак. Разворовали, что-то порезали и продали на металлолом, что-то просто бросили ржаветь и гнить. Корабелы разбежались, КБ закрылись... В ходе олигархического «дербана» Украины начали хаотично и стремительно меняться владельцы судостроительных заводов. Иностранные инвесторы ударились в бегство. Украинские силовики вынуждали их продавать свои доли в николаевских верфях, либо отказываться от их приобретения.
Так, голландская фирма Damen Shipyards, которая успешно работала на николаевском заводе «Океан», продала акции норвежской Aker Yards, а та – компании Wodan Shipyards, которая обанкротилась и была продана за 40 миллионов евро фирме Nordic Yards. Николаевский Черноморский судостроительный завод, бриллиант в короне советского кораблестроения, выпускавший почти все виды военных кораблей, был доведен до банкротства.

Растаскивание остатков николаевских заводов при президенте Порошенко возобновилось в многократном масштабе. Например, в сентябре текущего года к рейдерским захватам, как это принято на Украине, подключилась местная генпрокуратура, которая провела на заводе «Океан» 23 (!) обыска и не поддающееся учёту количество арестов. Вы представляете, на каком уровне принималось решение, если для операции на этом многострадальном умирающем судзаводе привлекли более двухсот сотрудников прокуратуры и СБУ? И это самый свежий пример, а сколько там было разборок раньше – это вам в Николаеве каждый житель расскажет.

В итоге, имея на момент провозглашения независимости 15% мировых мощностей судостроения, Украина сейчас производит 0,5% мировой продукции этой отрасли. Кстати, на Николаевском судостроительном заводе, где создавали ударные крейсеры и фрегаты, недавно освоили выпуск печки-буржуйки для ВС Украины.

Особенность Николаевского судостроительного кластера в том, что на этих заводах не строят суда и военные корабли под ключ. Там просто собирают корпуса. Оснастка, двигатели, навигационное оборудование, вооружение – все это надо дооборудовать после спуска корпуса на воду. Сама Украина производить всю эту номенклатуру оборудования не в состоянии.

Как это работает, точнее не работает, я вам поясню на примере строительства украинского корвета «Володимир Великий». Этот корвет Украина строит с 2005 года. Реальная закладка корабля была осуществлена при Януковиче, он тогда лично участвовал в церемонии. С тех пор корабль готов на 43%. Стоимость украинского корвета 250 миллионов евро. Уже сейчас на постройку ушло почти полмиллиарда, но корабль, по заявлению командования украинских ВМС, готов лишь на 43%. Я могу напомнить, что американский линкор класса «Айова» стоил 100 миллионов долларов».

Если уж говорить откровенно, то все судоверфи в украинском ныне Николаеве имеют исключительно российское, а затем и советское прошлое. И после раздела доставшееся Киеву судостроительное наследство было нужно, как корове седло. Впрочем, «седло» пригодилось для продажи, большей частью в качестве металлолома, в первую очередь Китаю. А дальше пошла лишь фикция – сейчас на стапелях, которые спускали на воду десятки кораблей дальней океанской зоны, «висят» три так и не доведенных до ума катера, которые могут действовать в пределах береговой видимости.

Сожалеть о потере для российского судостроения в лице николаевских верфей вряд ли стоит. Во-первых, сейчас не важно водоизмещение корабля, на первом месте стоит его вооружение. Это наглядно продемонстрировали российские ракеты «Калибр-НБ», способные высокоточно поражать цели практически от причальной стенки на расстояние в несколько тысяч километров.

Во-вторых, потеряв производственные мощности в масштабах Советского Союза, Россия относительно быстро сформировала свою корпорацию по оснащению флота техникой и вооружением. И даже «больная тема» с производством отечественных газотурбинных установок оказалась решена – в 2017 году российские судостроители получат свои, более совершенные установки. «Северная верфь» уже получает турбины для корветов.

А николаевский судостроительный завод просто жалко – загубить такие мощности и возможности для любого флота надо еще умудриться. Печки-буржуйки – слабая замена крейсерам.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: