Николай Стариков :: официальная страница | 17.11.2016 в 10:20
Ольга Васильева: Не надо стыдиться гордости за страну

Источник
Николай Зятьков, «АиФ»: Ольга Юрьевна, вы много занимались вопросами патриотизма как учёный и педагог, неоднократно выступали с лекциями. Но порой учителя признаются: из воспитания патриотизма выходит одна формальность и письменные отчёты…
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Юношеству свойственно гореть. С возрастом эта искра потихонечку затухает. Самое главное для школы - заложить в сознание детей вопросы: «Для чего я?», «Зачем нужно всё, что я знаю и умею?». Выступая перед студентами, я часто приводила такой пример. Вот почему во время Великой Отечественной войны даже у самого простого молодого человека открывались фантастические духовные и физические возможности, которые двигали его по тяжёлым дорогам войны, вели к подвигу, на который его никто - заметьте! - не принуждал? Такими наших людей воспитала советская школа. Вы знаете, насколько сильно развито патриотическое воспитание в Америке? Так, каждый класс обязан посетить в Вашингтоне мемориал погибшим во вьетнамскую войну солдатам и офицерам. Дети из каждого штата подходят к списку своих земляков, и им рассказывают об этих людях. Несколько лет назад я тоже посетила этот мемориал. И когда я в группе таких же иностранцев спускалась к мемориалу, тихо разговаривая, один мальчишечка лет 13-14 почти автоматически, взглянув на нас, приложил палец к губам, призывая к молчанию. Увы, но, наверное, я ещё долго буду ждать, когда у Вечного огня какой-нибудь мальчишка вот так же сделает мне замечание...

- То есть научить любить Родину под силу каждой стране?
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Патриотизм должен быть в каждом человеке настолько же естественным, как дышать, ходить. Без уважения к дому, посёлку, городу, стране, в которой ты живёшь, вряд ли у нас что-нибудь путное получится. А что касается отчётов… Педагогу не стоит делать что бы то ни было, если он в это не верит. Детей нельзя обмануть - фальшь они чувствуют сразу. Любая страна должна иметь героев, на которых воспитываются поколения. Вот почему мы должны неустанно напоминать себе и своим детям, что именно Россия сделала для мира, кем из своих соотечественников мы можем и должны гордиться. Творения наших писателей, художников, музыкантов вошли в мировую сокровищницу, у нас невероятные учёные. И не стоит такой гордости стыдиться.

- Согласен. Когда общаюсь с Валерием Гергиевым или Денисом Мацуевым, они не устают повторять: несмотря на санкции и негативное отношение к стране, всё равно наши достижения бесспорны, их признают все...
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВА: Бесспорно и то, что русский характер отличается от всех других. В этом я как историк твёрдо уверена. Та самая загадочная русская душа - вовсе не фантастика. И она не изменилась ни на йоту, несмотря на катаклизмы нашей истории. Наши сегодняшние дети другие, им многого недодали - и с нас ещё за это спросят будущие поколения. Но вопреки всему они такие же хорошие, может быть, даже лучше, чем мы. Когда мы сами были детьми, нам дали возможность прикоснуться к шедеврам мировой литературы, русской и советской классики. Не было, наверное, ни одной школы в стране, которая бы не побывала в Москве или Ленинграде. Сейчас сотни, тысячи детей не бывали не только в столице, они и свой край-то родной толком не знают. Почему взрослые решают, что нужно детям: какие книжки читать в школе, какие предметы включать или убирать из школьной программы? Мы детей не спросили! А просто лишили, и всё. Недавно посещала один из региональных технопарков, где детки занимаются робототехникой, компьютерной графикой и т. д. Заходим в класс, где 9-летний мальчишка (видно, самый активный, глаза горят) начинает показывать свой клип на основе комиксов. Разговор зашёл о любимых книжках. Ребёнок несколько минут вспоминал, потом всё же назвал «Дубровского». Ещё несколько минут понадобилось на то, чтобы вспомнить, кто его написал, кто его главные герои, - уже с помощью одноклассников. А ведь этот мальчик почти отличник очень хорошей городской школы.

Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: