
14 ноября День кузнеца в Беларуси. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел....
![]()
14 ноября День кузнеца в Беларуси. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. 14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров — Днем кузнеца. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет. Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа — кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии. Объявление скрыто. До 12 века кузнецы были «по совместительству» и гутниками — мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Примерно в конце 11 — начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14—17 веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии — мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединяться в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии. Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей — односельчан и жителей окольных деревень. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи — племянники, братья и сыновья. Кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши или изящные произведения искусства (Фото: Inna G, Shutterstock) До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы. Так как профессиональная деятельность кузнеца хорошо оплачивалась и была уважаемой, хоть порой и тяжелой, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело вступить в сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня — это дорогие предметы роскоши. Зачастую — это красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.
Источник: Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийские, и мать их преподобная Феодотия ДНИ ПАМЯТИ: 14 ноября. КРАТКИЕ ЖИТИЯ БЕССРЕБРЕННИКОВ И ЧУДОТВОРЦЕВ КОСМЫ И ДАМИАНА АСИЙСКИХ И МАТЕРИ ИХ ПРЕПОДОБНОЙ ФЕОДОТИИ Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии[1]. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия – христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1Тим.5:5). Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов. Они подавали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8)[2]. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников. Пройдя так добродетельно поприще своей жизни, они мирно и благочестно скончались. Они прославились многими чудесами не только в течение своей жизни, но и по смерти, и суть теплые предстатели и добрые целители наших болезней, душевных и телесных. О нестяжательности их и безмездном врачевании есть такое сказание: Некоторая женщина, по имени Палладия, в течении многих лет лежала на одре болезни и не получала никакой помощи от различных врачей. Услыхав о святых Косме и Дамиане, что они исцеляют всякие болезни, она послала к ним с просьбою, чтобы они посетили ее пред смертию. Святые, вняв сей просьбе, пошли в дом ее, и тотчас эта женщина, по вере своей, получила исцеление чрез пришествие к ней святых врачей и встала здоровою, славя Бога за дарование Своим рабам таковой благодати исцелений. Из благодарности к своим врачам за сие благодеяние она хотела сделать им подарок. Но они не брали ничего, никогда и ни от кого, ибо не продавали благодати, которую имели от Бога. Женщина вознамерилась умолить, по крайней мере, одного из них, чтобы принял от нее самый малый дар; взяв три яйца, она пришла тайно к святому Дамиану и заклинала его Богом, чтобы он взял от нее эти три яйца во имя Святой Троицы. Дамиан, слыша имя Триединого Бога, взял от женщины этот малый дар ради той великой клятвы, которою она закляла его. Святый Косма, узнав потом об этом, очень опечалился и пред своею кончиною сделал завещание, чтобы не погребали Дамиана возле него, ибо он нарушил заповедь Господню и принял от женщины награду за исцеление. Святый Косма почил о Господе, а с течением времени пришел час кончины и Дамиана, и он преставился от временной жизни к вечной. Люди были в затруднении – где погребать Дамиана, ибо знали о завещании святого Космы и не смели положить возле него брата его. В то время, как они недоумевали, внезапно пришел верблюд, который был прежде бесноватым и получил исцеление от святых. Он проговорил человеческим голосом, чтобы не сомневались положить Дамиана близ Космы, так как он взял от женщины три яйца не ради награды, но ради имени Божия. Таким образом, честные мощи их были положены вместе в так называемом Феремане[3]. Однажды во времена жатвы один из жителей тех мест вышел жать на ниву свою. Изнемогши от солнечного зноя и намереваясь отдохнуть, он пошел под дуб, лег и крепко уснул. Во время сна ему чрез открытый рот вползла змея. Пробудившись, земледелец сразу не почувствовал никакой боли, так что снова принялся за работу на своей ниве. С наступлением же вечера, когда земледелец пришел домой и после ужина лег на постель, то почувствовал страшную боль от того, что змея начала терзать его внутренности. Больной, не вынося страданий, стал кричать, чем пробудил от сна всех домашних. Последние, подойдя к больному и видя его страшные мучения, ничем, однако, не могли помочь; они даже не могли понять, что это была за болезнь. Тогда больной, не получив никакой помощи от окружавших, прибег к скорым помощникам Косме и Дамиану и воскликнул: «святые врачи, Косма и Дамиан, помогите мне!» Святые тотчас поспешили с своею помощью: больной крепко заснул, и во время сна изо рта выползла змея. Видавшие сие чудо ужаснулись и прославили святых угодников. Когда змея выползла, муж тот тотчас пробудился и с помощью святых бессребреников выздоровел совершенно. Был в том месте другой муж, по имени Малх. Он жил близ храма святых врачей Космы и Дамиана в Феремане. Намереваясь отправиться в далекий путь, он повел свою жену к храму и сказал ей: – Вот я ухожу в далекий путь, тебя же вручаю под защиту Космы и Дамиана: оставайся дома, пока не пришлю тебе условленный знак о себе, который ты признаешь за мой. И если Бог восхощет, то пришлю тебе этот знак и возьму тебя к себе. Поручив таким образом жену свою святым, Малх отправился в путь. По прошествии нескольких дней диавол принял образ некоторого знакомого человека и, придя к жене Малха, показал ей тот знак, на который указывал ей муж, говоря: «пришлю тебе знак и возьму тебя к себе». Показывая ей сей знак, диавол велел идти за ним к мужу. – Меня, – сказал он, – прислал твой муж за тобою, чтобы привести тебя к нему. Женщина сказала: – Знак этот я знаю, но идти не хочу, ибо я поручена святым бессребреникам Косме и Дамиану; и если хочешь, чтобы я пошла с тобой к мужу, то пойдем со мною ко храму святых, возьмись за край алтаря и поклянись мне, что не причинишь мне на пути никакого зла. Диавол дал такое обещание и, подойдя с нею к храму, взялся за край алтаря и клялся, говоря: – Клянусь силами Космы и Дамиана, – не причиню дорогою тебе зла, но приведу тебя к мужу твоему. Женщина, услышав клятву, поверила лживому бесу, бывшему в образе знакомого человека, и пошла за ним в путь. Обольститель же, взяв ее, завел в место пустое и непроходимое и хотел оскорбить ее там и убить. Она, видя себя в крайнем бедствии, возвела очи к небу и возопила из глубины сердца к Богу, говоря: – Боже, по молитвам святых твоих, Космы и Дамиана, помоги мне и поспеши избавить меня из рук сего убийцы! И тотчас явились скорые помощники, святые бессребреники Косма и Дамиан. Диавол, увидев их, оставил женщину и бежал; поднявшись на высокий берег, он низринулся в пропасть и исчез, а святые, взяв женщину, привели в дом ее. Женщина, кланяясь им, говорила: – Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от горькой погибели. Умоляю вас, – скажите мне, кто вы, чтобы мне знать, кому воздавать благодарность до конца жизни моей. Они сказали: – Мы – рабы Христовы, Косма и Дамиан, которым поручил тебя твой муж пред отправлением в путь, потому мы и поспешили к тебе на помощь и избавили тебя, по благодати Божией, от диавола. Слыша это, женщина упала на землю от страха и радости, святые же стали невидимы. И восклицала женщина, восхваляя и благодаря Бога и святых рабов Его, Косму и Дамиана. Придя в храм, она припадала со слезами к иконе святых и рассказала всем о том, что было, – как Господь явил к ней милость по молитвам Своих угодников. Молилась же она такими словами: – Боже отцов наших, Авраама, Исаака, Иакова и семени их праведного! Ты угасил огненную печь для трех отроков[4], Ты помог рабе Твоей Фекле на позорище[5]; благодарю Тебя, что избавил и меня, грешную, от диавольской сети чрез угодивших Тебе Косму и Дамиана. Поклоняюсь Тебе, творящему дивные и преславные чудеса, и славлю Тебя, Отца, Сына и Святого Духа, во веки. Аминь. МОЛИТВЫ Тропарь святых бессребреников глас 8 Святии безсребреницы и чудотворцы, Космо и Дамиане,/ посетите немощи наша:// туне приясте, туне дадите нам. Кондак святых бессребреников глас 2 Благодать приимше исцелений,/ простираете здравие сущим в нуждах,/ врачеве, чудотворцы преславнии,/ но вашим посещением ратников дерзости низложите,// мир исцеляюще чудесы. Величание святым безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским Величаем вас, святии безеребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, и чтим святую память вашу, наставницы заблуждших, исцелители болящих и собеседницы Ангелов. Молитва святым безсребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским О чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и Того повеления всем сердцем соблюдающе, аще и вдасте себе учению врачебному, но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияли есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесныя токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжнем просящия, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующе, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии и правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающия и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшия, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воле Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаивающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делех усердных, в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. #ЗР_ЧЕ Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки:
Комментарии по новости:
|