Русская народная линия | 29.03.2012 в 01:33
. Исламизм, США и «ваххабитское лобби» в России.
Яна Амелина.

В Ростове-на-Дону состоялся экспертный круглый стол «Северный Кавказ: внешние вызовы и угрозы», организованный Черноморско-Каспийским центром Российского института стратегических исследований (Москва).
Около двадцати специалистов в разных областях кавказоведения, выступивших в ходе работы круглого стола, пришли к общему мнению, согласно которому внутренние проблемы представляют для Северного Кавказа ничуть не меньшую, а зачастую значительно большую опасность, чем угрозы, идущие извне. В конечном счёте «внутреннее» и «внешнее» здесь тесно переплетены.

Отдельной темой стало обсуждение проблемы политического ислама (исламизма) - этой одной из наиболее серьезных угроз общественному порядку и государственному строю Российской Федерации. Как напомнила заведующий сектором Кавказа казанского Центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина, именно исламизм на протяжении как минимум последних пяти-семи лет является главной движущей силой действующих на Северном Кавказе незаконных вооружённых формирований, а 2010 год ознаменовался началом распространения «джихада» на Поволжье - Татарстан и Башкортостан.

Автор ряда исследований в области современного ислама доцент Южного федерального университета Ринат Патеев указал на опасность распространения и укрепления радикальных исламских течений и назвал «не вполне оправданным» разделение ислама на традиционный и нетрадиционный (к последнему обычно относят разного рода экстремистов). В Совете муфтиев России - официально зарегистрированной организации, состоящей, во всяком случае, на словах, из последователей традиционного ислама, - достаточно лиц, регулярно высказывающих мысли, которые трудно назвать отвечающим государственным интересам России, отметил эксперт.

При этом «традиционалисты» очень ревностно относятся к попыткам специалистов «со стороны» что-то им посоветовать. В то же время внушаемые радикалами идеи разделения общества на мир ислама и мир «куфра» (неверия) отделяют на ментальном уровне Северный Кавказ от остальной России, за чем может последовать и культурное, а затем и политическое отторжение этого региона.

Подвергнув серьезной критике состояние современного исламского богословия, Ринат Патеев задался вопросом, как умма выйдет из этого состояния «интеллектуальной деградации», в котором преобладают «средневековые концепции». Он высказал сомнение в возможности интеллектуального возрождения исламского сообщества Северного Кавказа - слишком тонка тут прослойка мусульманских интеллектуалов (отметим, эта же проблема стоит перед мусульманами Поволжья). Р.Патеев призвал мусульман опираться на традиционное духовное наследие, в частности татарский джадидизм, - вместо того, чтобы следовать рецептам саудовских и других арабских проповедников, транслирующих опыт иных этноконфессиональных и социально-политических сообществ.

Разделяя опасения Рината Патеева, Яна Амелина добавила, что эффективному противодействию исламистских идей в России мешает действующее в стране на региональном и федеральном уровнях «ваххабитское лобби», продвигающее интересы как международных исламистских кругов в целом, так и вооруженного исламистского подполья.
«Россиянам навязывается комплекс вины в отношении исламистов, взявших в руки оружие, «разъясняется», что на этот путь их толкнуло общество, якобы не обеспечившее экстремистам должных условий для их самореализации в качестве мусульман, а также внушается, что исламизм в его экстремистских, противоречащих Конституции и иным российским законам формах неизбежно победит, и вопрос лишь во времени его окончательного торжества, - отметила эксперт из Казани.
- Как правило, это проделывается в неявной, иносказательной форме, что затрудняет идентификацию лоббистов и борьбу с ними.

Итогом распространения подобных настроений является создание в северокавказском социуме атмосферы апатии и безнадежности, внедрение в него идеи невозможности противостояния распространению исламисткого влияния и
...
Полностью на РНЛ.
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: