Русская народная линия | 10.12.2013 в 03:18
. Как ижевский «Москвич» победил «Форда»
Владимир Шкляев.
Первый автомобиль с эмблемой «ИЖ» был собран ночью с 11 на 12 декабря 1966 года. Весь мир автолюбителей знает о победах российских автогонщиков с КАМАЗА. Особенно впечатляющие результаты показаны в продолжительных и сложнейших авторалли Париж–Дакар. И пусть злые языки утверждают, что «в тех КАМАЗ-ах все узлы мерседесовские», но ясно, что никто не мешал и на «Мерседесы» установить те же самые узлы….

В 70-е годы ХХ века многие были наслышаны о победах ижевских автогонщиков, первым из которых стал Лев Григорьевич Морозов. В 1971 году состоялось крупнейшее авторалли – «Тур Европы». Трасса проходила по территории 16 государств. Стартовали в ФРГ, затем – через Скандинавские государства, СССР, социалистические страны Восточной Европы, Турцию, Грецию, Италию, Австрию. Пройдя 14400 километров, машины финишировали в ФРГ. В этой гонке ижевчанин Лев Морозов выступал на «Москвиче-412», производство которого совсем недавно освоил вновь созданный Ижевский автозавод. Соперниками нашего «Москвича» стали «Фольксваген», «Форд», «Рено», «БМВ» и другие знаменитые на весь мир машины. И в этой многодневной гонке победили никому не известные гонщики на машине, производство которой началось всего около четырех лет назад! Они привезли в Ижевск «Золотой кубок». Этот факт стал свидетельством правильности избранного пути – опираться на собственный производственный опыт и творческий потенциал людей. Потом в жизни Льва Морозова и его товарищей были и другие славные победы, сделавшие заводскую марку известной в стране и за рубежом. А началось все с мысли сделать массовый конкурентоспособный отечественный автомобиль. Он должен был стать простым и дешевым в производстве, и доступным по цене, какими были во время Войны танки Т-34 или истребители ЯК-3.

Мнения о том, откуда возьмутся «народные автомобили», у тогдашних правителей страны оказались разными. Некоторые из них считали, что проблему решит покупка лицензии и организация производства зарубежной модели. Это позднее вылилось в завод FIAT в Тольятти. Дмитрий Федорович Устинов, член Политбюро и Министр оборонной промышленности, настаивал на том, чтобы, «не связываясь с капиталистами», массово производить отечественную малолитражку на вновь созданной производственной площадке одного из оборонных заводов. Сложилась так, что и новый завод в Тольятти, и автозавод в Ижевске стали действующими. История Ижевского автозавода началась в 1965 году по инициативе и при поддержке Д.Ф.Устинова. Первой машиной стал «Москвич-408», производившийся на малой экспериментальной площадке. К 1971 году все основные цеха нового автозавода заработали в обычном режиме. Вскоре завод стал выпускать две новые модели автомобилей, полностью разработанные своими конструкторами. Это ставшие широко известными «Иж-2125-комби» и «Иж-2715-фургон». «Москвич-412», отличался от М-408 большим объемом двигателя, увеличенной скоростью (со 120 до 140 км/час) и внешним видом, благодаря чему и стал любимой моделью среди выпускаемых предприятием машин. Производство этой модели продолжалось до 1999 года – так она был любима на потребительском рынке. За 32 года было выпущено 2 317 493 автомобиля. «Москвич» в значительных количествах (до 55% от объема выпуска, составлявшего 80–100 тыс. в отдельные годы) производили на экспорт.

Ижевский завод первым в стране подготовил к производству переднеприводные и полноприводные машины, а также внедорожник. Они и сейчас стоят в заводском музее, стоят уже почти 30 лет! Можно себе представить, на каком уровне было бы сегодня наше автопроизводство, если бы не искусственные помехи его развитию. Этот, по сути, вредительский процесс, высокие чины в Москве стали открыто раскручивать со смертью Д.Ф.Устинова и других победителей фашистской Европы, особенно с началом «перестройки».

Время показало, что закупка технологии у ФИАТА, проведенная в то время, сразу поставила наш автопром в хвост европейских технологий. Один из последних примеров насилия над Ижевским автозаводом: в начале ХХ1 века здесь свернули производство нового отличного универсала «ФАБУЛА», заменив её моделью почти полувековой давности – «четверкой». Вскоре руководство компании СОК из Самары, ставшей в начале ХХ1 века владелицей «Ижавто», сбежало, прихватив внушительную сумму наличных. А сегодня завод и вовсе обанкротили. Такова судьба всех производственных конкурентов спекулятивного банковского капитала. Наше производство никому не нужно, если не нужно нам самим.

Выход из положения подсказывает сама история завода. Если наши отцы смогли за несколько лет наладить производство машины, сразу же ставшей в ряд с лучшими мировыми марками, то и у нас этой способности никто не отнял. Для этого нужна лишь политическая воля. По стопам сильнейшего в Европе автогонщика и просто доброго и скромного человека Льва Морозова пошел его внук, - он тоже стал заводским водителем-испытателем. Это значит, что все еще впереди.

Владимир Шкляев, Ижевск

Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: