Газета «СПЕЦНАЗ РОССИИ» и журнал «РАЗВЕДЧИКЪ» | 23.07.2013 в 16:52
[club5058831|ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СПЕЦНАЗА: БРАНДЕНБУРГ 800, СПЕЦНАЗ НАЦИСТСКОЙ РАЗВЕДКИ. ВОЙНА, ТАКТИКА, ПОДГОТОВКА]

Когда то я сделал пост о создании спецподразделения "Бранденбург 800", вот он - . Сейчас поговорим о дальнейшей судьбе и истории этого классического подразделения спецназа.

«Да, это не Франция», — сказал командир «Бранденбурга-800» фон Хиппель, узнав о потерях за первые месяцы войны в СССР.

Действия спецназа нацистской разведки в значительной мере определили успехи Вермахта в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Вопреки домыслам некоторых псевдоисториков, типа Резуна (Суворова), нацисты готовились к нападению на Советский Союз основательно. Структура «Бранденбурга» - лучшее тому доказательство. С 1939 года первое, базовое подразделение и роты, и батальона, и полка «Бранденбург» всегда было укомплектовано лицами, прекрасно знающими русский язык и условия Восточной Европы. Их явно готовили не для войны с англичанами и не для покорения бедуинов. Еще задолго до начала войны с СССР личный состав «Бранденбурга» был укомплектован советской военной формой (в том числе и самой престижной и внушающей страх – «нкведешной»), советским оружием, транспортом.

И это тоже делалось явно не для реконструкций и не для «страйкбольных» поединков.

Кроме того, помимо небольших национальных диверсионных групп, проходящих подготовку при полку, в его составе на правах батальонов было создано три отдельных подразделения: «Нахтигаль», «Роланд» и «Бергманн». Первые два были укомплектованы украинскими националистами, а последнее – преимущественно чеченцами.

Изначально украинское подразделение называлось «Легион имени Коновальца». Его костяк составляли представители ОУН – Организации украинских националистов. Мобилизационной работой занимались Лебедь и Луцкий. «Нахтигалем» - соловьем – немцы назвали батальон из-за любви украинцев к лирическим песням. Представители национальных подразделений «Бранденбурга» несколько уступали своим немецким коллегам в дисциплинированности и боевой подготовке, зато, наверное, даже превосходили их в жестокости.

Абсолютное большинство из них большую часть жизни провели не в эмиграции, а в различных регионах Украины – поэтому в совершенстве владели украинским и русским языком и, более того, по привычкам, манере держать себя были очень похожи на местное население. Поэтому и выдать себя за местных им было не сложно. ОУНовцы стали для нацистской разведки настоящей находкой. Состоянием на май 1941 года личный состав «Нахтигаля» составлял около тысячи человек. Батальон был разделен на четыре роты.

На первых порах немцы не доверяли самостоятельные командные должности в «Бранденбурге» не германцам. Поэтому командовал «Нахтигалем» Герцнер. С украинской стороны старшим офицером был Шухевич, которого спустя десятилетия президент Украины Ющенко попытается сделать героем Украины (через некоторое время, при президенте Януковиче этот указ будет отменен в судебном порядке - это едва ли не единственное разумное действие нашего презика за годы его царствования)).

Еще 21 июня 1941 года сотрудника «Бранденбурга», переодетые в форму частей Красной армии и НКВД, стали просачиваться на советскую территорию. В июне 1941-го деятельность «Бранденбурга» оказалась для Вермахта просто бесценной. Так, переодевшись в форму Красной армии и пересев в четыре трофейных грузовика, его бойцы неожиданно атаковали и не допустили подрыва моста через реку Западная Двина. Это значительно ускорило наступление нацистов на Ригу, а затем – в северном направлении.

25 июня фашистские спецназовцы атаковали и захватили мост через Березину, а затем удерживали его сутки до момента подхода основных сил. В обеих операциях диверсанты понесли серьезные потери, но возложенную на них задачу выполнили.
18 июня на советскую границу был переброшен «Нахтигаль». Выполнив ряд разведывательно-диверсионных задач, его личный состав 29 июня вошел во Львов. «Бранденбурдцы»-украинцы сразу же взяли под контроль все стратегические объекты города. В то же самое время, согласно некоторым воспоминаниям, они так погрузились в формирование автономных структур власти и откровенное мародерство, что коллеги по Абверу вынуждены были применять к ряду из них строгие дисциплинарные меры.

В ходе наступления подразделения «Бранденбурга» использовались, как войсковая разведка, уничтожали коммуникации на советской территории, выполняли поручения по совершению диверсий. Боевые пловцы из их состава совершили ряд дерзких диверсий на побережье Черного и Азовского морей.

Вообще, особенно отличились нацистские спецназовцы в Крыму, в частности при взятии Севастополя. В ходе второго наступления на город-герой наносить главный удар планировалось на позиции Восьмой бригады морской пехоты, одно упоминание о которой приводило немецких вояк в трепет.

В авангарде нацистских войск должны были действовать бойцы «Бранденбурга» со своими старыми товарищами из 22-го разведывательного батальона 22-ой пехотной дивизии, с которыми они проходили совместную подготовку в Румынии непосредственно перед нападением на СССР. 17 декабря 1941 года немецкие диверсанты и войсковые разведчики атаковали позиции морской пехоты и вклинились между ней и позициями 241-го стрелкового полка, уничтожив боевое охранение советских войск.

Но одним из самых крупных успехов «Бранденбурга» считают взятие летом 1942 года Майкопа. 62 диверсанта, переодетых в форму сотрудников советских органов внутренних дел, на трофейном транспорте проникли в город. Участвующие в операции нацистские офицеры под видом контроля состояния обороны проникли в местный штаб, после чего дали команду своим подчиненным уничтожить штабной узел связи. Совершив это, они начали передвигаться по городу, распространяя слухи, что Майкоп уже окружен, хотя немецкие войска были еще аж в 20 километрах.

Услышав такое от офицера НКВД, красноармейцы начали паниковать и готовиться оставить город. Из-за начавшейся паники, немцам удалось захватить город сравнительно легко.
В 1942 же году военнослужащие Первого севастопольского полка морской пехоты высадились в Евпатории, освободив от нацистов порт. Советская морская пехота быстро разгромила румынский контингент, оккупировавший город и освободила военнопленных.

К сожалению, из-за несогласованности действий, командование не смогло своевременно отправить на помощь морским десантникам подкрепление. На Евпаторию были брошены огромные силы немецкой и румынской армии, в том числе и подразделения «Бранденбурга». Евпатория снова была захвачена, а морская пехота и освобожденные военнопленные вынуждены были пробиваться из нее обратно к своим небольшими группами. Судя по всему, именно бойцы «Бранденбурга» находились в авангарде фашистских сил и при третьем штурме Севастополя летом 1942-го года, понеся при этом значительные потери.
Одновременно подразделения «Бранденбурга» действовали и в других уголках мира. В Африке изначально генерал Роммель встретил инициативу Абвера в штыки. Но, испытав на себе силу английских коммандос, посчитал, что «клин клином вышибают». «Бранденбуржцы» на протяжении трех лет уничтожали коммуникации Восьмой армии, провели ряд дерзких операций в Тунисе (десанты, взрывы мостов и путей сообщения, уничтожение крупных подразделений противника).

После капитуляции в 1943 году африканского контингента, немецкие коммандос сдаваться не стали, а ушли вместо этого через Средиземное море в Европу.
Не давали англичанам спокойно жить бойцы «Бранденбурга» на Ближнем Востоке, и даже в Средней Азии. С 1940-го года национальные подразделения полка действовали в Сирии, Ливане, Ираке. В мае 1941-го они устроили масштабную диверсию на кораблях английского флота в этом регионе, а также засаду на британские сухопутные части на реке Тигр, в результате которой англичане понесли массовые потери. С Ближнего Востока «бранденбуржцы» под различными легендами проникали в Иран, Индию, Афганистан. Там они проводили разведку и переговоры с местными племенами, вождей которых настраивали на борьбу с англичанами, разного рода диверсии.

Во второй половине 1942 года, полк «Бранденбург» часто стал использоваться не как разведывательно-диверсионная, а как элитная штурмовая часть. Кроме того, его бойцы вели войсковую разведку, подобно разведчастями обычной пехоты, и проводили карательные акции. В декабре 1942-го «Бранденбург» стал дивизией. С середины 1943-го года она действует на территории Югославии. В 1944-ом ее бойцы атаковали штаб югославского сопротивления. Будущему маршалу Тито едва удалось от них уйти.

С лета 1944-го дивизия переживала не лучшие времена. Шефа Абвера Канариса арестовали за участие в покушении на Гитлера. Военную разведку и контрразведку начинают «класть под» РСХА. А абверовские «строевые» части делят между собой Вермахт и СС. Примерно 1800 лучших диверсантов из «Бранденбурга» уходят служить в диверсионные подразделения Отто Скорцени. Из остальных формируют обычную армейскую дивизию, присоединенную со временем к дивизии «Великая Германия». В ее составе она и закончила войну.

Несколько по-другому сложилась судьба национальных подразделений. После того, как бойцы «Нахтигаля» проявили чрезмерную даже с точки зрения немцев жестокость во Львове и попытались влезть в политические разборки их из города вывели. После ряда противопартизанских операций на Западной Украине, батальон перевели в Белоруссию и объединили с «Роландом». На их базе был создан шуцманшафтбатальон-201. Подразделение принимало участие в жестоких карательных операциях, направленных против партизан и мирных жителей, полностью вырезав несколько белорусских сел.

В 1943 году на его базе была создана дивизия ваффен СС «Галичина», разбитая в 1944 году в первом же бою советскими войсками. Отдельные ее подразделения затем были переброшены в Югославию и использовались там в карательных акциях. В конце войны сдались англичанам. Но костяк, как «Нахтигаля» и шуцманшафтбатальон-201, так и дивизии СС «Галичина» превратился в УПА – «Украинскую повстанческую армию», которая затем до 1956 года вела подпольную борьбу против советской власти на Западной Украине. Поэтому любые попытки обелить УПА и доказать, что она не имеет к нацистам никакого отношения – обречены на неудачи. Вдвойне неприятно то, что ее члены фактически даже оказались не способны вести полноценную разведывательно-диверсионную работу или проводить штурмовые мероприятия… В итоге отличившись только в карательных акциях против поляков и белорусов…

Комплектование и подготовка «Бранденбурга» изначально отличалась от обычных армейских частей. В него набирали людей с нестандартным мышлением, владеющих иностранными языками. Затем проверялась их психическая устойчивость, физическое состояние. Большинство из диверсантов уже служило до этого в силовых структурах и обладало какой-то военной специальностью. Когда в 1944-ом дивизия утратила свой статус, требования к личному составу понизились, стали общеармейскими.

Подготовку бойцы проходили на полигоне неподалеку от городка Квенцтуг. Программа была обширнейшая: тактика, огневая подготовка с немецким оружием и оружием противника, парашютно-десантная подготовка, военная топография и ориентирование на местности, вождение различных видов транспорта, радиодело, фотодело, страноведение, инженерное и саперное дело, рукопашный бой на основе японских школ и многое другое.

Отдельную подготовку проходили горные стрелки, специалисты по Арктике и тропикам, боевые пловцы. Бойцов «Бранденбурга» учили полностью игнорировать законы войны и требования морали, готовя полноценных террористов. Это было сопряжено с основательной промывкой мозгов, в результате которой некоторые из бойцов становились просто зверями. Тактически бойцы учились действовать и в одиночку, и двойками, и группами и целыми подразделениями.

После завершения войны лучшие специалисты повсплывали в качестве консультантов при главах государств и министрах обороны, как в капиталистических, так и социалистических странах – Латинской Америке, Конго, Китае, Египте. Обычные бойцы повливались в армии ФРГ, Франции, Великобритании, США. Многие стали наемниками и стояли у истоков первых частных военных компаний.

Источник: ,
Фотогалерея:
Добавь эту новость в закладки: